§ 15. Искусство древней Руси

470200.png

Как развивались древнерусские архитектура и живопись? Каково значение наследия древнерусского искусства для современных людей?

1. Архитектура. Большинство зданий на Руси строилось из дерева. Дерево — материал недолговечный, поэтому ни одно из них не сохранилось до наших дней. Каменное строительство на Руси началось после принятия христианства, в конце X века. Собст­венных традиций каменного зодчества у русских мастеров не было, поэтому первые постройки из камня возводили приглашённые византийские мастера.

Прежде всего строились церкви с заимствованной из Византии кресто́во-ку́польной формой храма. В плане такой храм представлял собой крест. Здание изнутри поддер­живалось четырьмя столбами (столпами), а венчал его купол. В Византии существовал и другой, более древний тип храма — бази́лика. Базилика — это прямоугольное здание, внутри разделяющееся рядами колонн на коридоры — не́фы. На Руси базилики неизвестны, но они строились в Крыму, который входил тогда в состав Византийской империи.

92

KrestKupol.tif

Схема крестово-купольного храма

Ко многим храмам пристраивали специальные галереи, где хранились книги. Там же велось обучение грамоте, а прихожане обсуждали свои дела. Ведь храм для православного человека той эпохи был местом не только моления, но и общественной жизни.

Каменными строили княжеские дворцы и крепостные башни. Несмотря на то что Киев защищали земляные укрепления: рвы и валы, дополненные мощной дубовой стеной, — центральный вход в город охраняли сложенные из камня Золотые ворота с небольшой надвратной церковью Благовещения. Они были по­строены в 1030-х годах, но сохранились лишь частично. В наше время Золотые ворота были полностью реконструированы.

Kiev6.tif

Золотые ворота в Киеве. Первая половина XI в. Реконструкция

Постепенно на Руси сложились собственные архитектурные школы.

Работая, древнерусские зодчие пользовались точными математическими расчётами, поэтому храмы так гармоничны и пропорциональны. Для строительства использовали широкий и плоский кирпич — пли́нфу, а на севере в ход шёл известняк. Плиты из него получались белокаменные.

93

Sofiysk_sob.tif

1. Софийский собор в Киеве. Первая половина XI в. Современный вид.

028.tif

2. Храм Святой Софии в Новгороде. Середина XI в. Современный вид.


Древнейшая киевская Десятинная церковь до наших дней не сохранилась. Но сохранился (правда, в перестроенном виде) построенный византийскими мастерами при Ярославе Мудром Софийский собор. Это был очень большой храм, увенчанный тринадцатью куполами и окружённый просторными галереями. Само его возведение символизировало рождение нового православного государства, ведь главный храм Константинополя тоже назывался Софийским.

Храмы Святой Софии были построены также в Новгороде и Полоцке. Новгородскую Софию возвели из известняка в середине XI века. Она значительно строже киевской. Здесь всего пять куполов, расположенных в симметричном порядке, да и внутреннее убранство собора было более сдержанным. Этот храм стал символом Великого Новгорода, недаром люди говорили: «Где Святая София, тут и Новгород». Новгородская София — древнейший сохранившийся храм на территории современной России.

94

2. Живопись и декоративно-прикладное искусство. С внутренней стороны стены храмов украшали моза́икой и фре́с­ками. В киевской Софии есть замечательные мозаичные работы, в том числе изображение Богоматери Ора́нты (Молящейся, Заступницы христиан). Когда-то в этом соборе мозаичным был и пол.

Фресковая живопись наносилась на стены красками по сырой штукатурке. Её сюжеты не обязательно носили религиозный характер. В киевском Софийском соборе можно видеть портреты членов семьи Ярослава Мудрого, сцены охоты, исторические картины, изображения скоморохов. Фрески украшали и стены княжеских палат. Фрагменты фресок сохранились и в Софийском соборе в Новгороде.

Древнерусские живописцы писали и на досках. Это была исключительно церковная живопись — и́конопись. Образцами служили иконы византийских мастеров.

Фигуры Иисуса, Богоматери, святых, ангелов изображались в соответствии со сложившимися правилами — кано́нами. Одухотворённые, просветлённые лики святых воплощали неземную благодать. Они и сейчас смотрят на нас с прекрасных творений древнерусских художников.

Freska_Sof.tif

1. Ангел. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.

030.tif

2. Охота на медведя. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.


95

034.tif

1. Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI в.

Как изображена Богоматерь Оранта? Какое впечатление производит её образ?

031.tif

2. Благовещение. Икона. XII в.


Большое развитие на Руси получило декоративно-прикладное искусство. Замечательные ювелирные украшения донесли до нас высочайшее мастерство их создателей. Русские златокузнецы ковали ожерелья и серьги, кольца и подвески. Часто использовалась очень сложная техника изготовления. Например, применяли зернь, когда на поверхность припаивали узор из сотен мельчайших металлических шариков, и скань, при которой рисунок-узор делался из тончайшей золотой или серебряной проволоки. Уникальной была техника перегородчатой эмали, когда на основу напаи­вали тонкую золотую ленточку, а промежутки заполнялись разноцветной эмалью.

035.tif

1. Серебряный колт, украшенный зернью. XII в.

032.tif

2. Золотая бусина, выполненная в технике скань. XII в.

033.tif

3. Золотой колт. Перегородчатая эмаль. XI в.


96

Rus_mech_11v.tif

Древнерусский меч. XI в.

Средние века были эпохой войн. Поэтому потребность в оружии была очень большой. На Руси тоже были мастера-оружейники, изготавливавшие доспехи, копья, щиты, наконечники стрел. Использовалось и привозное оружие, например франкские мечи, которые привозили из Западной Европы.


97

465929.png

1. Разъясните, какие постройки на Руси в основном строили из дерева, а какие — из камня.

2. Используя иллюстрации к тексту параграфа, опишите внеш­ний вид и внутреннее убранство древнерусских храмов. Предположите, какое впечатление они производили на современников.

3. Сравните процесс создания мозаик и фресок. Какие качества требовались от мастера, живописца в первом случае, какие — во втором?

4. Объясните, что собой представляет икона. Кого изображали на иконах? Какое значение придавалось иконам на Руси?

5. Расскажите, что такое скань, зернь, эмаль. Сохранились ли до наших дней эти техники ювелирного искусства?


6*. Оцените памятники древнерусской церковной архитектуры как исторические источники. Какую важную информацию они содержат, о чём свидетельствуют? Приведите примеры.

7*. Известно, что большое влияние на культуру Руси оказала византийская традиция. В каких сферах это влияние было особенно значительным? В чём в XI веке проявилось самостоятельное творчество русских мастеров?