Главная наука XXI века
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

02.12.2013

Главная наука XXI века

Биология – совокупность наук о живой природе. Она тесно связана с химией, физикой, математикой, географией, служит теоретической базой для медицины, охраны окружающей среды, биохимии и биофизики, сельского хозяйства, археологии и многих других наук. Она влияет на мировоззрения людей и их отношение к живой природе. Не случайно учёные говорят, что XXI век – век биологии.

Закладка биологических знаний начинается ещё в младшей школе с курса «Окружающий мир» и продолжается в средней на курсах «Естествознание» и «Биология».

Издательством «Русское слово» по курсу «Биология» были выпущены две линии учебников – «Ракурс» и «Вектор».

К учебникам прилагаются диски с дополнительным материалом к каждому параграфу, заданиями и тестами, делающие изучение этой интересной науки ещё более ярким и запоминающимся процессом.

Задания разного уровня сложности, имеющиеся во всех учебниках обеих линий, позволят учителю выстроить урок таким образом, что он будет интересен детям с различным уровнем подготовки, а красочные иллюстрации, сопровождающие текст, не позволят учащимся потерять нить повествования и пояснят более сложные моменты. Незнакомые слова объясняются в словарике в конце учебника.

Учебники Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линии «Вектор» и «Ракурс» состоят из двух глав: «Мир биологии» и «Организм и среда обитания».

Каждая глава состоит из основного учебного материала с выводом, который помогает подчеркнуть главную мысль урока. Затем следуют вопросы и задания, которые разделены на несколько рубрик, так же как и в учебнике по естествознанию этих же авторов: «Подумайте!», «Проверьте свои знания» и «Задания». Первая рубрика приучает детей мыслить и высказывать свою точку зрения, вторая служит для проверки усвоения материала, третья предлагает выполнить определённую работу в классе с учителем или самостоятельно, одному или в группе (например, провести наблюдения, найти информацию в словаре), развивая наблюдательность и внимание, приучая творчески подходить к работе. Главы заканчиваются тестами для повторения и выводом, обобщающим пройденный материал. Школьникам предлагается совместная работа по созданию проекта на выбранную тему. Яркие, качественные иллюстрации дополняют текст учебника и служат ещё одним источником информации. В конце учебников имеется словарик с пояснением всех новых слов.

В начале учебника учащиеся вспоминают пройденное на уроках по «Окружающему миру» и «Естествознанию»: авторы вкратце останавливаются на естественных науках и методах изучения природы. Затем учащиеся приступают к более подробному изучению новой для себя науки – биологии. Авторы постоянно просят учащихся представить что-то, развивая творческое воображение и фантазию детей.

Уже со следующего года в учебниках наблюдается разделение по предлагаемым к изучению темам. Так, в 6 классе учебника линии «Вектор» Е.Т. Тихоновой, Н.И. Романовой разбираются общие темы по биологии: «Строение и состав организмов», «Жизнедеятельность организмов» и «Человек – живой организм». В линии «Ракурс» Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой учащиеся приступают к изучению науки о растениях – ботаники. Таким образом, в 9 классе линии «Вектор» М.Б. Жемчуговой, Н.И. Романовой школьники приступают к изучению человека, а в линии «Ракурс» С.Б. Данилова, Н.И. Романовой, А.И. Владимирской, М.Б. Жемчуговой изучается общая биология.

В учебниках для 10 и 11 классов уже нет деления на две линии. Школьники приступают к изучению общей биологии, пока на базовом уровне. Планируется выпуск учебника с углублённым изучением предмета.

Уже знакомые школьникам рубрики «Проверьте свои знания» и «Подумайте!» дополнены рубриками: «Вспомните», «Что вам уже известно» – для освежения пройденного материала и проверки степени готовности к уроку, и «Запомните!» – для закрепления нового материала, с перечислением основных понятий и терминов, использовавшихся на уроках. В рубрике «Проверьте свои знания» помещены более сложные вопросы, позволяющие не только понять, усвоен ли основной материал, но и понять, насколько глубоко учащиеся разбираются в материале предмета и умеют делать выводы. Рубрика «Это интересно!», несомненно, привлечёт внимание учащихся своими занимательными материалами, даваемыми сверх школьной программы и написанными в увлекательной форме. Рисунки ярко иллюстрируют текст параграфа, дополняя и поясняя его. Каждый параграф начинается с вопросов, позволяющих высказать своё мнение касательно темы, которую будут проходить, учит мыслить самостоятельно, рассуждать и делать выводы. Набранные курсивом слова необходимо запомнить. Завершают параграф небольшие выводы, подчёркивающие основную мысль урока, и вопросы для проверки знаний. В конце глав даны материалы для закрепления и повторения, в сжатой форме напоминающие пройденный материал.

В состав УМК входят:

– программа;

– рабочая программа;

– учебники с мультимедийным приложением;

– рабочие тетради к учебникам;

– тетради для лабораторных работ и методическое пособие.

Учебники по биологии включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.


Рейтинг:  3.4

Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: