И влечёт, и пугает… В чём своеобразие творчества Достоевского?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
11.11.2021
И влечёт, и пугает… В чём своеобразие творчества Достоевского?

Что нового сказал Достоевский своим современникам и потомкам? В чём секрет популярности писателя за рубежом? Нужно ли изучать его произведения в школе? В день 200‑летия Ф.М. Достоевского предлагаем вашему вниманию интервью с Владимиром Котельниковым, доктором филологических наук, профессором, главным научным сотрудником Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом).

Владимир Котельников, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом) и доктор филологических наук, главный редактор издательства «Русское слово» Алексей ФёдоровУважаемый Владимир Алексеевич, благодарю, что нашли время для нашего разговора о Фёдоре Михайловиче Достоевском. Вся Россия и весь читающий мир отмечает сейчас большое событие – двухсотлетний юбилей со дня рождения великого русского писателя. Но, наверное, в Санкт-Петербурге – городе, с которым связано слишком многое в биографии и творчестве Достоевского, это дата отмечается особенно. Расскажите, пожалуйста, какие мероприятия (издания, конференции, другие проекты) – запланированные или проведенные – Вам показались наиболее интересными, заслуживающими внимания? Какие коррективы в праздник внесла нынешняя пандемия?

Рад откликнуться на Ваш интерес к тому, что происходит в нынешний юбилейный год в Санкт-Петербурге. Несомненно, связанных с именем Достоевского мероприятий разного масштаба немало, гораздо больше, чем известно мне. Но центр таких событий – это наш Литературно-мемориальный музей Достоевского, который недавно показал нам свою новую литературную экспозицию. Именно в нем рождаются инициативы и больших научных событий, и посвященных писателю уличных празднований, обычно проходящих в начале июля. Наиболее значительным событием, с моей точки зрения, будет начинающаяся 11 ноября международная конференция, главным организатором которой выступает Музей, и свой вклад в неё внесут Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук и Санкт-Петербургский университет. Такая конференция вообще ежегодно проходит в эти дни в Музее, но ныне состав её участников и, соответственно, круг тем существенно расширятся. Будет, конечно, много экскурсий как по квартире Достоевского в Музее, так и в городе по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя. Петербург Достоевского – это совершенно особый локус в русской и европейской культуре. Остаётся надеяться, что эпидемия отступит, хотя бы на время, перед нашим энтузиазмом и не разрушит наши планы.

Вспомните, пожалуйста, когда состоялась Ваша личная встреча с Достоевским? Какое из его произведений имеет для Вас особое значение? Вообще любовь к писателю для литературоведа – подмога или помеха?

Наверное, в классе шестом начал листать домашнее собрание его сочинений 1888 года. Почему-то привлёк «Подросток», втянулся до головокружения, многое не понимая, конечно, но темно догадываясь. Любовь между сыном и отцом, сон о «золотом веке» заворожили. Потом пришли Карамазовы, и постепенно остальное. Тут случилось вот что: была литература, интересная, увлекательная, – и отдельно был Достоевский, не литература, совершенно особый мир. Именно он и имеет значение, все тексты (вместе с публицистикой, письмами) связываются умственно и эмоционально в огромное лично человеческое целое. Сюда же позже вошли подготовительные материалы, записные книжки, изданные в «Литературном наследстве», – это школа мысли. Не приходится говорить, люблю ли Достоевского, я в нём и часто им живу. И все интеллектуальные, этические рефлексии – часть такой жизни, иногда они побуждают написать нечто научное. Про других литературоведов ничего не знаю.

Владимир Котельников, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом) и доктор филологических наук, главный редактор издательства «Русское слово» Алексей ФёдоровВ своей теории Родион Раскольников определяет «наполеонов» как людей, способных сказать миру НОВОЕ слово. Понимаю, что не очень корректно пользоваться формулировками героя в применении к его создателю – и тем не менее, давайте рискнём: на Ваш взгляд, какое НОВОЕ слово сказал Достоевский своим современникам и потомкам?

Подлинно новое слово Достоевский сказал исключительно о человеке. О его природе, о его отношении к «мирам иным», к Богу, к другим таким же, как он, существам. Писателем раскрыты последние глубины психосоматической жизни человека. Причём человек Достоевского предстаёт вне всякой идейной, социальной, моральной программности, в отличие от других мировых литературных персонажей. Вы никогда не сможете решить, что именно хотел сказать Достоевский вот этим образом. Человек дан в его абсолютной, подчас страшной свободе в настоящем и в эсхатологической перспективе.

Есть ли у Вас своё объяснение необыкновенной популярности Достоевского за рубежом – не европейца Тургенева, например, а последовательного консерватора-почвенника, к Европе и вообще западной цивилизации относившегося без всякого благоговения?

Консерватизм, почвенничество, имперский этатизм Достоевского западной массе и непонятны, и чужды; это наши чисто русские вопросы. А привлекает там умных читателей и специалистов именно человек в его антропологическом универсализме и безмерной свободе. Он и влечёт, и пугает. Такой человек ставит под сомнение «ценности цивилизации», её рациональный гуманизм. Достоевского Запад может принимать только малыми дозами. Как говорил Томас Манн: «Достоевский, но в меру». Вот размер мысли западного интеллектуала, одного из выдающихся писателей.

Нередко звучат сомнения в том, что творчество Достоевского целесообразно изучать в школе – мол, слишком сложно, непонятно, жестоко, беспросветно и мрачно – много, в общем, «глубоких» аргументов, якобы продиктованных заботой о детях: пусть лучше вырастут и сами откроют Достоевского, иначе мы привьём отвращение к нему с юности. Как Вы считаете – нужно ли изучать творчество Фёдора Михайловича в школе, и какие именно произведения?

Изучать творчество Достоевского в школе необходимо. Как – могу только предполагать. Наверное, лучше всего в течение нескольких уроков (в десятом классе?) рассказывать о жизни, взглядах, творчестве с углублённым объяснением сюжетов и образов, а самим ученикам одновременно читать «Подростка» и говорить, что они там понимают.

Владимир Котельников, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом) и доктор филологических наук, главный редактор издательства «Русское слово» Алексей ФёдоровЮбилей – почти всегда повод подвести итоги и, что называется, «сверить часы» – осмыслив классическое наследие с точки зрения актуальной современности, нас сегодняшних. На Ваш взгляд, что указывает на то, что Достоевский не устарел? Оправдываются ли его геополитические пророчества и предупреждения? Сбываются ли его мечты о России будущего? Что делает его не просто вечным спутником, а именно нашим современником, собеседником? Как расслышать его голос через столетия?

Сказанное Достоевским о человеке становится всё более злободневным в условиях деперсонализации мира и деградации человека как духовного существа. Прочитать, расслышать Достоевского как писателя важно, но этого мало. Нужно, по немощам нашим хотя бы отчасти, познать и прожить самого себя в человеке Достоевского, через страсти и страдания его ощутить потребность в идеале, который заключался для писателя в личности Христа. Трудно, но нужно, чтобы не остаться только носителем утилитарных функций, к чему деспотически принуждает нас современная цивилизация. Достоевский мыслил преимущественно поверх истории, в горизонтах большого времени, понимаемого в свете христианской онтологии. Но иные явления действительности он рассматривал в порядке исторического движения народов и человечества. В этом плане его предвидения катастрофических последствий для России в результате разрушительной деятельности нигилистов, социал-радикалов, левых либералов оказались вполне оправданными. Для него была очевидной пагубность буржуазного прагматизма в Европе. Вполне точно предсказал он, вопреки прекраснодушным проектам панславизма, будущую вражду болгар, чехов, балканских славян, не говоря уже о поляках, к России. Сбываются ли его мечты о России? Да, в том смысле, что народ и государство всё-таки сопротивляются внешним разлагающим влияниям и пытаются сохранить национальную самобытность. В этом качестве Россия будет нужна человечеству, о чём, собственно, и говорил Достоевский.

Спасибо Вам за вопросы, позволившие мне ещё раз высказаться на эти чрезвычайно важные темы.

Благодарю Вас.

Беседу вёл доктор филологических наук,

главный редактор издательства «Русское слово»

Алексей Фёдоров

Издательство «Русское слово» приглашает принять участие в конкурсе творческих работ «Смотрим Достоевского!», который призван развить творческий потенциал школьников и педагогов посредством использования медиатекста на уроках литературы. А также предлагаем воспользоваться специальным предложением от интернет-магазина издательства: с 11 по 14 ноября приобрести электронное пособие «Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество» можно со скидкой 50 % по промокоду 200ЛЕТ!

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары