Статьи

Статьи

Новое учебное пособие «Литература Костромского края. Вторая половина XIX века» 24.04.2017

Учебное пособие «Литература Костромского края. Вторая половина XIX века» (авторы — Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова) знакомит читателя с жизнью и творчеством писателей и критиков, чья судьба была связана с Костромским краем.

Главная мысль авторов учебного пособия: без любви и внимания к малой родине невозможно глубокое познание России, ее многовековой и великой истории, необъятной и загадочной природы, национальных особенностей русского характера.

Каждая глава книги представляет школьникам творчество того или иного автора в широком историческом и литературном контексте. Ученики познакомятся с произведениями Ю.В. Жадовской, С.В. Максимова, А.А. Потехина, Н.А. Чаева, узнают о тесной связи с Костромским краем А.Н.Островского, А.Ф.Писемского, Н.А.Некрасова, получат представление о взглядах литературных критиков XIX века В.А.Зайцева, Н.Н.Страхова, Н.К.Михайловского, М.А.Протопопова. 

Рассказ о судьбе писателя сопровождается характеристикой основных этапов творчества, проблематики произведений и особенностей его индивидуальной манеры, а заканчивается краткими и емкими высказываниями известных литераторов XIX и XX вв. о его творчестве. В заключении каждой главы содержится список рекомендованной литературы по данной теме, состоящий из работ известных литературоведов.

Несомненные достоинства учебного пособия – уникальный подбор рассматриваемых писателей и их произведений, а также гармоничное вплетение анализа художественных текстов в рассказ о жизни автора. 

Важно и то, что учащиеся знакомятся с текстами разных родов и жанров: помимо стихотворений, отрывков из романов, поэм и драматических произведений, это фрагменты мемуаров, нравоописательные и бытоописательные очерки, критика и публицистика, ораторские жанры.

Отдельного внимания заслуживает методический аппарат учебного пособия, в частности, рубрики «Кстати говоря...» и «Новая встреча». Они служат не только расширению кругозора учеников, но и установлению внутрипредметных и межпредметных связей. Рубрика «Кстати говоря…» погружает читателя в историко-литературный контекст, рассказывая о творческом диалоге писателей, о музыкальных воплощениях литературных произведений о творческих объединениях той эпохи («Общество русских драматических писателей») и т.д.

Рубрика «Новая встреча» предлагает обратиться к уже знакомым произведениям изучаемого автора (например, поэме «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова, пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского), но на более глубоком уровне: проанализировать поэтику, особенности языка произведения, увидеть связи писателя с родным краем, особенности отражения народной жизни и т.д.

Помимо традиционных «Вопросов и заданий», пособие содержит ресурсы для поиска индивидуального подхода к ученикам, для развития их творческих способностей и навыков самостоятельной работы: это рубрики «Для творческой работы в группах», «Проектное задание», «Творческий проект», «Творческое задание», «Исследовательское задание».

Учебное пособие «Литература Костромского края. Вторая половина XIX века» способствует пониманию проблематики и художественных достоинств русской классики, помогает осознать ценности культурного наследия и традиций, хранимых в Костромском крае, воспитывает любовь к художественному слову и стремление к полноценной духовной жизни.


Количество показов: 266
Рейтинг:  3.3

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)