Статьи

26.06.2018

ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ!


Давным-давно в городе жил Мастер. Один из его учеников однажды задумался:
 
«А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?» 

Он отправился на цветущий луг, поймал бабочку, спрятал её между ладонями и подошёл к Мастеру:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? — Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих рук
ах.

Подумать о смысле этой притчи предлагается пятиклассникам на одном из первых занятий курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов». Выбор притчи и задания не случаен, ведь потребность подростка принимать самостоятельные решения возрастает по мере его взросления. Какое примет решение ребёнок, если у него появится возможность попробовать впервые наркотик? Как повлиять на выбор ребёнка в пользу отказа от наркотиков? Эти вопросы волнуют не только родителей, но и школьных учителей, ведь поведение подростка часто бывает протестным и противоречивым, а банальное «нравоучение» о вреде наркотиков скорее будет вызывать раздражение.
Разрабатывая курс «Я принимаю вызов», Наталья Цыганкова и Олег Эрлих в первую очередь основывались на психолого-педагогических особенностях детей подросткового возраста. Важно было разработать такой курс, который был бы интересен школьникам, именно эта идея определила основные принципы построения программы курса.

Эти принципы звучат так:
• ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — прежде всего ученика, а не учителя;
• ДОВЕРИЕ — учитель не контролирует, а поддерживает ученика;
• ОТКРЫТОСТЬ — трудности не скрываются, а разрешаются.

Курс «Я принимаю вызов» реализуется в рамках внеурочной деятельности, поэтому организация занятий отличается от традиционного урока. В качестве основной формы работы авторы курса рекомендуют интерактивное взаимодействие в больших и малых группах, предполагающее соблюдение принципов партнёрских отношений, личностно ориентированного и делового общения с подростками.
Курс адресован учителям, классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам-психологам, педагогам организаций дополнительного образования.

Важной особенностью программы курса является комплексный подход к развитию личности школьника. Так, в рамках курса будут пройдены темы, затрагивающие вопросы:
• развития коммуникативных компетенций;
• развития эмоционального интеллекта;
• формирования навыков конструктивного разрешения конфликтов;
• саморазвития и самоопределения;
• развития стрессоустойчивости и формирования навыков безопасного поведения в ситуации социального риска;
• проектирования будущего, формирования навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели и многие другие.

В состав УМК входят:
• программа курса;
• рабочая тетрадь для 5–9 классов;
• методические рекомендация для 5–9 классов;
• книга для родителей.
 Программа курса «Я принимаю вызов»          Курс «Я принимаю вызов»          Курс «Я принимаю вызов»     
Курс прошёл апробацию во многих регионах России.
Для издательства важным показателем успешности УМК являются положительные отклики, которые приходят от апробаторов курса. Педагоги, отвечая на вопрос: «Какие главные положительные результаты получили ваши воспитанники от прохождения курса?» — отмечают следующее:

• Дети больше узнали о себе, своих возможностях и способностях.
• Ребята стали более открытыми, учатся открыто общаться, высказывать свои мысли.
• Ребята в классе стали сплочённые, научились слушать друг друга, контролировать свои эмоции.
• К детям пришло понимание, что жизнь — самое важное, что есть у человека.
• Рефлексия поднялась на третий уровень — понимания значимости поступка для других.
• Ребята научились находить выход из сложных ситуаций конструктивно, брать ответственность на себя при подготовке проектов.
• У детей возникло понимание того, что жизнь без употребления ПАВ интересна и им открыто много возможностей.
• Дети делятся опытом о том, как можно избежать обострения конфликта и выйти из ситуации победителем. Это подтверждает практическую ценность курса.

Авторы курса

 Н.Цыганкова.jpg  
Н.И. Цыганкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования  
   О. Эрлих.jpg    
О.В. Эрлих, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования


УМК по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов» можно приобрести в интернет-магазине издательства.


Возврат к списку