Дмитрий Хитров: «Карты вносят в изучение истории детальность и глубину, делая её интересной»
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

29.06.2018

Дмитрий Хитров: «Карты вносят в изучение истории детальность и глубину, делая её интересной»

Д. Хитров_250.jpg
В конце июня издательство «Русское слово» выпустит новый атлас по истории России для обучающихся в 8 классе. О новинке, а также изменениях в преподавании истории в школе, правильном запоминании исторических данных и о том, как подготовится к ОГЭ и ЕГЭ, мы поговорили с автором – кандидатом исторических наук, доцентом МГУ им. Ломоносова Дмитрием Хитровым.


Сегодня многие говорят об изменениях в преподавании в школе. Как считаете, насколько изменилась методика преподавания истории в школе? Изменения кардинальные или всё остаётся на своих местах?

Ещё 20 лет назад в руках у ребёнка почти не было дополнительных источников информации, кроме учебника и атласа, соответственно стояла задача отразить максимально полный набор знаний, входящих в программу. Сегодня основная масса исследований оцифрована, существуют проверенные сетевые ресурсы, и объём исторической информации такой, что его можно изучать всю жизнь. И тут мы сталкиваемся с ситуацией, когда меняется функционал учебных пособий. Теперь они должны показать школьнику основные проблемы, которые существуют в этой области знания, и дать базовый минимум проверенной информации. Той, благодаря которой ребёнок сможет критически воспринимать публикации в Сети. При этом атлас не только сохраняет своё традиционное значение, но и приобретает новое – именно как инструмент для ориентирования в море исторической информации. Поэтому нам казалось важным не «перегружать» его карты – иначе школьник просто тонет в лишней информации и не может найти на карте места упоминаемых в учебнике событий. Поэтому мы адаптировали атлас под учебник и историко-культурный стандарт.

То есть в атласе и учебнике представлен минимум информации?

Не совсем так. Здесь нужно учитывать, что картографическая манера представления материала отличается от текстовой. Вот пример. В учебнике говорится о том, что Екатерина II провела губернскую реформу и существенно изменила границы губерний. Детального рассказа о том, как именно они поменялись, конечно, в учебнике нет. А вот работая с атласом, можно представить это в деталях, особенно если сопоставить различные карты.

Вы сказали, что для обучения школьников сейчас используют устаревшие карты. С чем это связано?

Я говорил, что серьёзно изменился формат преподавания. Но когда мы переходим к историческим картам, то сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, потому что в основе большинства исторических школьных карт лежит один источник картографических данных – комплект карт, созданных И. А. Голубцовым в 1930 – 1940-х гг. Издательства, перерабатывая для атласов карты, берут за основу прежние – советские и в чём-то их дополняют, что-то убирают, а иногда лишние материалы вносят в атлас, что затрудняет школьнику работу. Хотя карты Голубцова были совершенно великолепным явлением для своего времени, они довольно сильно устарели. Необходимо признать, что многие предложенные им решения просто некорректны с точки зрения современной науки и необходимо трансформировать карты в соответствии с новейшими исследованиями.

В новом атласе по истории для 8 класса вы учли новейшие достижения?

Разумеется. Кроме того, мы кое-что добавили. 

  Помимо традиционных блоков информации, соответствующих Историко-культурному стандарту, мы впервые добавили на форзацы школьного атласа две карты, которые созданы заново и не имеют аналогов. Это карты, на которых отражён рост населения Российской империи в XVIII в. 

Почему мы их добавили? Учебник говорит о численности населения, но она остаётся для школьника мёртвыми цифрами, а карта даёт возможность представить его зримо и в деталях. Ученик, сравнив эти карты, видит огромный путь, пройденный страной за XVIII столетие. Кроме того, для понимания многих событий важно осознавать, насколько плотно были заселены те места, где они проходят. Скажем, важно понимать, каких усилий от всего общества потребовало создание в петровское время уральских заводов в дальнем и слабо освоенном регионе страны. Или другой пример: вплоть до конца XVIII в. Северное Причерноморье очень редко заселено, и соответственно отсутствуют дороги, поселения − и, конечно, сказывается на условиях, в которых Россия вела войны с Турцией. Теперь, используя наш атлас, школьник сможет легко это увидеть. 

Получается, что, используя ваш атлас, восьмиклассник легко освоит предмет?

Атлас – издание, с которым нужно работать, а не, вяло пролистав, отложить в сторону. К сожалению, сегодня школьники очень плохо ориентируются на карте. А ведь карты вносят в изучение истории детальность и глубину, делая её интересной. Если историю зубрить, как огромную хронологическую таблицу или набор имён и дат – нет предмета тоскливее. А вот когда за именами и датами мы видим реальных людей, они начинают двигаться, жить своей жизнью, тогда и предмет становится увлекательным. Поэтому атлас нужно не просто листать, а, прочтя учебник, не полениться и найти, как событие выглядит на карте. Простая формула: прочитал – посмотри. Воспринимайте учебник и атлас как инструменты, как организующую структуру, помогающую в изучении истории. Но помимо этих пособий обращайтесь к дополнительной, проверенной информации. Прочли в учебнике о художнике Рокотове, не ленитесь, а посмотрите его работы в Третьяковской галерее, Русском музее или на сайтах музеев – это даст вам совершенно другой уровень знаний и понимания предмета. 

Купить Атлас по истории России в интернет-магазине    Просмотр страницы Атласа     Просмотр страницы Атласа

У вас, как опытного педагога, наверняка есть какой-нибудь приём для того, чтобы проще и быстрее запомнить исторические события. Поделитесь с читателями?

Внимательно рассматривайте, вычленяйте каждый слой информации, прочтя о событиях, находите их на карте. Помните, что предпосылкой для успешной работы с историческим атласом является хорошее знание географии разных регионов. Поэтому, когда читаете о событии, по возможности представьте себе, где это происходит, попытайтесь вообразить природу, загляните в карту населения в нашем атласе, выясните, сколько там жило людей, и так сформируете себе представление о местах, в которых состоялись исторические события.

Один из ключевых вопросов для учащихся в школе и их родителей – как сдать ЕГЭ? Поможет ли атлас при подготовке к Единому государственному экзамену?

Атлас сопровождает учебник.

  Мы стремились сделать пособие, при правильной работе с которым формируется ясное историко-географическое представление, которое и при сдаче ЕГЭ и ОГЭ очень поможет. А в поле исторических олимпиад, на каждом этапе, есть несколько заданий, посвящённых исторической карте, и довольно сложных, высоко оцениваемых на региональном и общероссийском этапах. Без знания карт высокого результата у вас не получится. 


Иногда это может быть маленький вопрос, но требующий хорошей ориентации на карте. Например: 

«Кто из этих правителей никогда не бывал в Азии?»
Вот варианты ответов:

   а) Александр Невский;                      б) Иван Грозный;
       
   в) Пётр I;       г) Николай II.

Александр Невский ездил в Каракорум к хану, Пётр I ходил в Каспийский поход, Николай II, будучи цесаревичем, совершил кругосветное путешествие и возвращался в Центральную Россию по Транссибу, а вот Иван Грозный в Азии никогда не бывал. Для того чтобы дать правильный ответ на такой вопрос, необходимо весьма неплохо представлять себе историческую географию.


Это интервью будут читать преподаватели истории, что бы вы хотели им пожелать?

Настоящее обучение и становление преподавателя начинается с момента, когда он начинает преподавать. Всё, что было до этого, – подготовка. Читайте, не забрасывайте чтение. Хороший учитель должен следить за самыми крупными достижениями исторической науки, а надо сказать, что она очень сильно сейчас развивается: появляются новые исследования, публикуются источники, давно известные материалы получают новые прочтения и трактовки. Время, потраченное на эту работу, – существенный вклад, как в саморазвитие, так и в развитие учеников.

Беседовали Антон Бобков и Наталья Молчанова


Голубцов Иван Александрович (1887−1966) − советский историк, доктор исторических наук (1963), картограф. В 1946 – 1965 гг. сотрудник Института истории материальной культуры – ИА АН СССР.




Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: