«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд»
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

08.10.2018

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд»

К 126-й годовщине со дня рождения Марины Цветаевой издательство «Русское слово» приурочило выход нового электронного пособия, посвящённого жизни и творчеству поэтессы. Оно создано на  основе одноимённого учебного пособия  «М.И. Цветаева в жизни и творчестве» из серии «В помощь школе» (издательство «Русское слово»), автором которого является старший научный сотрудник  Института мировой литературы РАН В.Н. Дядичев

Электронное пособие отлично дополняет содержание учебников.  Это живой, содержательный рассказ о человеческой и творческой судьбе Цветаевой, о пророческом даре поэта и чуткой восприимчивости к ритму времени. При анализе произведений Цветаевой раскрывается новаторское мастерство поэта, богатство тропов, своеобразие поэтического синтаксиса и фонетики, искусное владение широким спектром литературных жанров и стилей. Изобразительный ряд книги включает портреты Цветаевой и её родных, современников, входивших в круг её общения, фотографии мест, связанных с жизнью поэта, и иллюстрации к произведениям, дополнено аудиозаписями произведений.

                    

Пособие доступно для приобретения в интернет-магазине издательства «Русское слово».

Также в день рождения Марины Цветаевой предлагаем вам вспомнить основные этапы её биографии и посмотреть, как поэтическое наследие представлено в учебниках литературы.



БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Будущая поэтесса родилась 8 октября 1892 г. в Москве в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева.

Уже в шестилетнем возрасте Марина начала писать стихи, а в 1910 г. вышел её первый поэтический сборник. Творчество юной поэтессы привлекло внимание именитых коллег – Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва.

В 1911 г. Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, будущим мужем и отцом её детей. В годы Гражданской войны он служил в рядах Добровольческой армии и впоследствии оказался в эмиграции. В 1922 г. вслед за мужем Цветаева приехала в Европу. В Берлине, Праге и Париже она в общей сложности прожила 17 лет.

В 1939 г. семья Цветаевой возвращается в Советский Союз, где вскоре арестовывают мужа и дочь поэтессы.

В августе 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, Цветаева с сыном уезжает в эвакуацию и оказывается в Елабуге. Здесь она покончила жизнь самоубийством и 2 сентября 1941 г. была похоронена на Петропавловском кладбище.



ЦВЕТАЕВА В УЧЕБНИКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Творчество М.И. Цветаевой представлено на страницах учебников по литературе для основной и средней школы, выпущенных издательством «Русское слово».

В основной школе учащиеся знакомятся с отдельными цветаевскими стихотворениями, включёнными в тематическую рубрику «Поэты XX века о России». Например, в учебнике литературы Г.С. Меркина для 7 класса представлено стихотворение Марины Цветаевой 1934 года:

 

Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.

Школьники приближаются к постижению красоты и мелодичности стихов Цветаевой. В учебнике для 8 класса учащимся предлагается для домашнего чтения стихотворение «Генералам 1812 года»:

 

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу…

Более глубокое проникновение в художественный мир поэта – многокрасочный, стремительный, страстный – требует большей читательской зрелости, опыта восприятия поэтических текстов, знания отечественной истории начала XX века.

В учебнике литературы для 11 класса (авторы С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев) Марине Цветаевой посвящена отдельная глава. В ней старшеклассникам раскрывается своеобразие личности Цветаевой, её жизненный путь, в котором отразился трагизм эпохи войн и революций, её «крылатая» поэтическая душа, которой ведомы романтическая устремлённость и катастрофическая надломленность, искренность и мучительные сомнения, жадное поглощение жизни и ощущение собственной ненужности.

Чтобы понять уникальность и ощутить цельность поэзии Марины Цветаевой, авторы учебника предлагают школьникам внимательно прочитать и проанализировать её стихотворения. Например, «Молодость», «Молитва», «Попытка ревности», широко известное стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…» и другие. Особое внимание – к коллизиям судьбы поэтессы, наложившим глубокий отпечаток на её творчество. Столь важная тема Родины в поэзии Цветаевой и образ России рассматриваются в учебнике на примере циклов «Стихи о Москве», «Лебединый стан», стихотворений «Октябрь в вагоне», «Тоска по родине! Давно…», «Рассвет на рельсах»:

 

Покамест день не встал
С его страстями стравленными —
Во всю горизонталь —
Россию восстанавливаю!

Без низости, без лжи:
Даль — да две рельсы синие...
Эй, вон она! — Держи!
По линиям, по линиям...


Помимо тематического содержания, авторы учебника фокусируют внимание учащихся на поэтическом языке Цветаевой: её «мчащихся» строках, восклицаниях, переносах фразы из одной строфы в начало следующей, вариациях и рефренах.

Изучению творчества М.И. Цветаевой на новом уровне способствует материал учебника для вузов «История русской литературы XX века» под редакцией В.В. Агеносова. В нём представлены основные вехи биографии поэта, предложен достаточно подробный обзор поэтического и прозаического наследия Цветаевой, анализ её лирики в философском и литературном контекстах эпохи.




Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: