Чтобы вызвать панель
навигации, дважды коснитесь
страницы
Чтобы yвеличить
изображение, коснитесь
его
Чтобы смотреть
изображение в галерее,
сдвигайте их
Биология
и практика
У
чёные-биологи, наблюдая за жизнью птиц, сдела-
ли любопытное открытие. Оказывается, что, даже
находясь внутри яиц, птенцы переговариваются с ма-
терью и между собой. Это замечено у чаек, кайр, диких
уток, тетеревов, домашних кур и многих других. Птенцы
сообщают матери, когда им холодно или жарко. И на-
седка приподнимается, пересаживается, перекатывает
яйца. Между собой птенцы советуются о том, пора ли им
вылупляться. Дикая утка незадолго до выхода птенцов
из яйца часто-часто крякает. Так она подаёт птенцам
§ 16
Введение в биологию. 5 класс. А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский
команды: начинайте наклёвывать скорлупу, смелее, смелее
выбирайтесь из яиц! Благодаря этим командам утята появ-
ляются на свет быстро и дружно. Примерно так же ведёт себя
и домашняя курица.
Люди, узнав обо всём этом, сконструировали прибор, ко-
торый, подобно курице-матери, «переговаривается» с цы-
плятами. Его решили использовать в инкубаторах, где,
естественно, нет наседок. И не напрасно: в инкубаторах, ос-
нащённых новым прибором, цыплята выбирались из яиц
в два раза быстрее, чем там, где этого прибора не было.
Мы привели пример того, как открытия биологов могут
быть использованы в сельском хозяйстве. Биология  первая
помощница сельского хозяйства. Ни растениеводство, ни жи-
вотноводство не могли бы существовать без знаний, нако-
пленных биологами.
В самом деле, чтобы успешно выращивать сельскохозяй-
ственные растения, нужно хорошо представлять себе, как во-
обще растение появляется на свет, как оно развивается, что
требуется ему для жизни. Причём у разных растений эти тре-
бования могут быть различными. Зная их, работники сельско-
го хозяйства решают, когда и как сажать или сеять ту или иную
культуру, когда её поливать, какие удобрения вносить в почву.
Введение в биологию. 5 класс. А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский
Биологи подсказывают, как уберечь культурные растения
от болезней, опасных насекомых и грызунов. Известна история
с червецом, чуть было не уничтожившим все апельсиновые
сады Америки. Зоологи нашли тогда в Австралии, на родине
червеца, маленьких божьих коровок  родолий. Их привезли
в Америку, и там хищные жучки спасли сады, съев червецов.
Людям часто приходится прибегать к помощи разных жи-
вотных  защитников урожая. Это называется биологической
защитой урожая. При ней, в отличие от химической защиты,
не нужны ядохимикаты, которые могут быть опасны не толь
-
ко для вредителей, но и для других животных.
Знания о строении, жизнедеятельности, развитии и по-
ведении животных необходимы животноводам. Иначе они
не могли бы правильно их содержать, кормить, лечить.
Выводить новые сорта культурных растений и породы
домашних животных помогает наука о наследственности 
генетика.
Она подсказывает, какие признаки организмов переда-
ются по наследству, а какие  нет, какие признаки посто-
янны, а какие могут изменяться. Всё это нужно учитывать,
чтобы получить сорт или породу с определёнными свойства-
ми, необходимыми человеку. Так, людям удаётся создавать
Введение в биологию. 5 класс. А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский
организмы, которых не было раньше. Выведе-
ны, например, тысячи сортов яблонь, груш, роз,
сотни пород собак, десятки пород кур.
Биологические знания необходимы не толь-
ко для правильного ведения сельского хозяй-
ства. Они  основа медицины.
Вот очень простой вопрос: «Почему нужно
мыть руки перед едой?» И ответ на него кажет-
ся простым: «Потому что на руках могут быть
болезнетворные микробы». Но подумайте, мог-
ли бы так ответить люди до того, как был изо-
бретён микроскоп и с его помощью открыты
микроорганизмы, до того, как удалось устано-
вить, что некоторые из этих «невидимок» вы-
зывают у человека заболевания? Современная
микробиология помогает находить способы
предупреждения и лечения этих болезней.
Все правила личной гигиены, питания, за-
каливания основаны на знаниях о строении
и жизнедеятельности организма человека, т. е.
на данных анатомии и физиологии. Эти нау-
ки изучает в медицинском институте каждый
Разнообразие сортов яблок
Озрак Голд
Мельба
Джонагоред
Введение в биологию. 5 класс. А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский
будущий врач. Иначе он не сможет распознавать
болезни и лечить своих пациентов.
Надо сказать, что некоторые заболевания
передаются по наследству. Изучать их, находить
способы лечения медикам помогают учёные-ге-
нетики.
Медицина не может обойтись и без ботани-
ки. Вспомните: многие растения обладают ле-
карственными свойствами, причём некоторые
из них используются в медицине уже много сто-
летий. Любому человеку полезно, а врачу просто
необходимо знать основные лекарственные рас-
тения, способы их применения. Конечно, нужно
знать и ядовитые растения, грибы, которых тоже
существует немало.
Знания из области зоологии тоже имеют
значение для медицины. К примеру, в про-
шлом многие болезни лечили с помощью ме-
дицинских пиявок. Потом о них почти забыли.
Но сейчас у врачей снова проснулся интерес
к этим существам. Современная наука под-
твердила целебную силу пиявок. Их разводят
Лекарственные растения
Введение в биологию. 5 класс. А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский
Естествознание. 5 класс. А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский
Хорошо наблюдать зазвздами втмную безоблачную ночь,
особенно загородом, где немешает электрическое освещение.
Начрном небе мерцает множество звзд, больших ималень
-
ких, голубоватых, желтоватых икрасноватых.
Созвездия. Если мы присмотримся кзвздам, тоуви-
дим, что они образуют какие-то группы, скопления. Люди
их заметили ещ вдревности иназвали созвездиями. Со-
звездие это участок неба срасположенными нанм звз-
дами. Насчитывают 88 созвезди. Названия многим со-
звездиям были даны вДревне Греции (Геркулес, Персе,
Андромеда идр.). Сними связано много красивых легенд.
Правил некогда страно Аркадие царь Ликаон. Унего
была дочь Каллисто. Она была красиве всех девушек
§9
Мир звёзд
на свете. Рядом с ней меркла даже красота прекрас-
нейшей из богинь Геры. И тогда богиня Гера рассер-
дилась на соперницу. Она задумала превратить пре-
красную Каллисто в медведицу. Хотел заступиться
за беззащитную девушку муж Геры  всемогущий бог
Зевс, да не успел. Видит  Каллисто уже нет. Ходит
вместо неё, понурив голову, мохнатый зверь. Жалко
стало Зевсу красавицу. Взял он медведицу за хвост
и потащил на небо. Тащил долго, изо всех сил. И поэ-
тому хвост у медведицы вытянулся. Дотащив до неба,
Зевс превратил длиннохвостую медведицу в яркое
созвездие Большой Медведицы. Люди с тех пор любу-
ются им и вспоминают прекрасную юную Каллисто.
По П. Клушанцеву
Многообразие звёзд. Мир звёзд необычайно разно-
образен. Звёзды различаются по массе, яркости, темпе-
ратуре, размерам и многим другим признакам.
Особенно впечатляют размеры некоторых звёзд-
гигантов. Например, диаметр одной из таких звёзд в со-
звездии Цефей в тысячу раз больше диаметра Солнца,
а объём  в миллиард раз.
Андромеда
Большая Медведица 
Каллисто
Естествознание. 5 класс. А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский
Удивительное явление  маленькие
звёзды, обладающие огромной массой.
В 1935 г. в созвездии Кассиопея найде
-
на звезда размером примерно с Марс.
Масса её втрое превышает массу Солн-
ца; 1 см
3
вещества этой звезды на Зем-
ле весил бы более 35 т. Но и это не пре-
дел. Сейчас открыты звёзды, 1 см
3
вещества которых весил бы на Земле
тысячу тонн.
Встречаются звёзды, регулярно из-
меняющие свой блеск. Такая пульсация
может происходить с удивительной точ-
ностью. Недаром эти звёзды называют
маяками Вселенной.
Некоторые звёзды меняют свою
светимость внезапно, как бы вспыхива-
ют; при этом их светимость увеличива-
ется в десятки тысяч раз.
Очень распространённое явление 
двойные звёзды. Они обращаются во-
круг общего центра.
Млечный
путь
Естествознание. 5 класс. А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский
Звёзды во Вселенной образуют звёзд-
ные системы  галактики, но об этом вы
узнаете в старших классах.
Солнце  ближайшая звезда. Без
солнечного света и тепла жизнь на Земле
была бы невозможна. Это понимали люди
ещё в глубокой древности. Не случайно
они обожествляли Солнце, а многие по-
клонялись ему как высшему божеству.
Солнце обеспечивает на Земле круго-
ворот воды; под его влиянием рождаются
ветры, штормы и вихри, изменяется по-
верхность нашей планеты.
Вы уже знаете, что Солнце  это бли-
жайшая к Земле звезда, огромный рас-
калённый газовый шар. Температура его
поверхности +6 000 °C, а в центре она до-
стигает 15 млн градусов.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диа-
метра Земли, масса в 330 тыс. раз,
а объём  в 1 млн 300 тыс. раз.
Естествознание. 5 класс. А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою…
Вишь какая подросла!..
И не дивно, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Литература. 5 класс. Автор-составитель Г. С. Меркин
page itempage item
page itempage item
page itempage item
page itempage item
page itempage item
page itempage item
page itempage item
page itempage item
page item page item
page item page item
page item page item
page item page item
page item page item
page item page item
page item page item
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Ф. А. Михайловский
§ 16. Древняя Палестина
1. Палестина и её население. Палестина отделена
от Финикии отрогами Ливанских гор, а от Египта 
Синайской пустыней. С севера на юг почти по всей
стране протекает река Иордáн, впадающая в Мёрт-
вое море (большое солёное озеро).
Палестина  гористая страна с плодородны-
ми равнинами, на которых древнейшее население,
родственное финикийцам, издавна занималось
земледелием.
В условиях бронзового века (в III (3) II (2) тыся-
челетиях до н. э.) на территории Палестины образо-
валось множество царств  больших и малых. Они
были завоёваны египетскими фара онами и плати-
ли дань. Когда Египет ослабел и фараоны потеряли
азиатские владения, в Палестину явились новые за-
воеватели  филистúмляне и еврейские племена.
Израильское царство
Филистимляне пришли по берегу Средизем-
ного моря из Европы и заняли земли возле моря,
на самом юге. По имени этого народа страна и на-
звана  Палестúна. Филистимляне образовали не-
сколько небольших царств. И хотя филистимляне
были вооружены железным оружием, они потерпе-
ли поражение в борьбе с евреями, которым впер-
вые удалось создать в Палестине единое и сильное
государство.
Евреи первыми в истории человечества отказа-
лись от поклонения силам природы в образе мно-
гочисленных богов и пришли к вере в единого Бога.
Найдите на карте (c. 167) Палестину, Синайскую
пустыню, реку Иордан, Мёртвое море. Сравните
природные условия Палестины, Финикии и Египта.
2. Библейские сказания. О происхождении ев-
рейских племён, их приходе в Палестину и борь-
бе с филистимлянами, об образовании древ-
нееврейского государства, о том, как евреи
пришли к вере в единого Бога, рассказывается
Голова еврейки.
Древняя скульптура
Филистимлянин.
Современный рисунок
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Ф. А. Михайловский
в Бúблии  собрании книг религиозного и истори-
ческого содержания, созданных в течение столетий
многими людьми. Самая древняя и большая часть
Библии называется Ветхий Завет. Слово «завет»
значит договор между Богом и людьми.
Согласно библейским сказаниям, Бог сотворил
весь мир и первых людей, Адама и Еву, с которы-
ми заключил договор. Адам и Ева жили в райском
саду, им не надо было ни о чём заботиться, на зем-
ле не было зла и насилия. Взамен они должны
были не есть плодов с древа познания добра и зла.
Но Адам и Ева нарушили договор с Богом и были
изгнаны из рая. Их потомки стали вести себя ещё
хуже, и Бог устроил Всемирный потоп. Он спас
только благочестивого Ноя и заключил с ним завет
(договор). Люди вновь его нарушили: они начали
возводить башню в городе Вавилоне. Тогда по воле
Бога народы разделились (см. § 8).
В Ветхом Завете главное внимание уделяется
истории еврей ского народа. С ним Бог заключает
новые договоры. Одним из родоначальников ев-
реев был Иа´ков (Израиль), имевший 12 сыновей.
Иудейская пустыня
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Ф. А. Михайловский
От них произошли 12 еврейских племён (колен Из-
раилевых), а потому евреев иначе называют изра-
ильтянами.
Еврейские племена не сразу пришли к вере
в единого Бога. Вначале они поклонялись многим
богам. Кочевые еврейские племена пересекли Си-
найскую пустыню и поселились в Египте. Прошло
время, и жизнь в Египте превратилась для евре-
ев в настоящее рабство. Из египетского плена их
вывел Моисéй. Библия рассказывает, что фараон
не хотел их отпускать и послал вослед войско на ко-
лесницах. Но Бог раздвинул перед евреями воды
Красного моря, и они перешли на другой берег 
в Синайскую пустыню. Когда же воинство фарао-
на двинулось по дну моря, воды вновь сомкнулись,
и египтяне погибли.
В Синайской пустыне Бог, явившись Моисею,
заключил с евреями ещё один завет. Бог объявил
им своё имя 
´
Яхве, и они обязались не поклонять-
ся многим богам, но верить только в единого Бога
(Яхве) и свято соблюдать все его заповеди. За это
Яхве обещал, что они придут в благодатную страну
Голова пленного еврея.
Древнеегипетская скульптура
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Ф. А. Михайловский
и смогут её завоевать. После 40 лет странствий по пусты-
не еврейские племена пришли в Палестину. В дальнейшем
они действительно захватили её и образовали своё государ-
ство  Изра´иль.
1. Какое библейское сказание сходно с мифом древних
шумеров?
2. На картах (Египетского царства и Израильского царства)
найдите Синайский полуостров, Палестину.
3. Царство Саула и Давида. О завоевании израильтянами
Палестины рассказывается в Библии. Из древних текстов
известно о вождях племён и военачальниках, жрецах и мыс-
лителях. Объединителем еврейских племён и первым царём
был Саýл. Ему удалось добиться больших успехов в борьбе
с филистимлянами, но власть первого царя оказалась не-
прочной. Подлинным основателем Израильского царства
считается Давúд  в юности простой пастух, затем музы-
кант в свите Саула и, наконец, прославленный воин.
По библейской легенде, во время одной из битв из рядов
филистимлян выше л воин Голиáф. Он вызывал желающих
на поединок и казался непобедимым  огромного роста,
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Ф. А. Михайловский
в тяжёлых доспехах, с длинным копьём. Вызов принял Да-
вид, у которого не было иного оружия, кроме пращи, то есть
ко жаного ремня для метания камней. Напра сно великан
филистимлянин насмехался над израильтянином. Давид
вынул из сумки камень, вложил его в пращу и метко пора-
зил Голиафа в лоб.
Вскоре Давид стал военачальником, а после гибели Сау-
ла в сражении с филистимлянами его избрали царём. Давид
завершил завоевание Палестины, захватил город Иерусалúм
и сделал его столицей. Так в X (10) веке до н. э. на терри-
тории Палестины впервые образовалось единое царство.
Власть Давида была проч ной. Следующего царя уже не вы-
бирали. Давид передал цар скую власть своему сыну Со-
ломóну.
Как Библия объясняет победу еврейских племён над фи-
листимлянами?
4. Царь Соломон и Иерусалимский храм. В правление
Соломона государство достигло наивысшего расцвета и мо-
гущества. О Соломоне сохранилось множество легенд и ска
за ний. Он прославился мудростью и богатством.
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Ф. А. Михайловский
Царь не вёл войн, при нём рас ширились торговые
и культурные связи Палестины с другими страна-
ми. Соломон был женат на дочери египетского фа-
раона, дружил с царём финикийского города Тира.
Особенно прославился Соломон строитель-
ством в Иерусалиме храма Яхве, который не усту-
пал по великолепию лучшим египетским и вави-
лонским храмам. Царь Тира прислал в Иерусалим
самых искусных финикийских ремесленников
и мастеров. Храм стал центром поклонения Яхве,
единственным храмом единого Бога.
Обширное строительство и роскошная жизнь
царя и его окружения требовали больших средств.
Соломон увеличил налоги с населения и трудовые
повинности. Все 12 еврейских племён подчинялись
теперь царским чиновникам, а местную знать от
-
теснили от управления. Это вызывало недовольство
и знати, и простого населения. После смерти Соло-
мона единое государство разделилось на две части.
Цари в Иерусалиме сохранили власть только над
территорией между Средиземным и Мёртвым мо
-
рями, где расселились два еврейских племени. Так
Человек с пращой.
Древний рельеф
Иерусалимский храм.
Современная реконструкция
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Ф. А. Михайловский
появилось маленькое Иудейское царство. 10 других еврейских
племён образовали на севере страны Израильское царство.
1. Найдите на карте ( c. 167) Иерусалим и два царства,
на которые распалось единое древнееврейское государ-
ство. Выясните, какой город был столицей Израильского
царства.
2. Почему и в наше время мудрое решение иногда назы-
вают соломоновым решением?
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Ф. А. Михайловский
Виден край, да не дойдёшь.
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
Один болтун, другой свистун, два брата слышалки,
два видака, два бегуна и два ухвата.
Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, веcной оживает.
Золотое яблочко по серебряному блюдечку катается.
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт.
На дворе горой, а в избе водой.
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.
Кто два раза родился: в первый раз гладкий,
во второй раз мягкий?
Четыре ходунка, два бодунка, один хлестунок.
Что слаще мёда, сильнее льва?
Где вода стоит столбом?
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Отгадка
Литература. 5 класс. Автор-составитель Г. С. Меркин
Из истории герба
История гербов уходит в глубь столетий. Издревле
люди ставили знаки на своё имущество и домаш-
них животных. Они означали, какой семье принад-
лежат, например, кувшин, топор или корова. Эти
знаки передавались из поколения в поколение, ста-
новились символами рода. Родовые знаки со вре-
менем заменили родовые гербы. Не случайно слово
«герб» в переводе означает «наследство». Гербы со-
ставляли по особым правилам. Их выработала ге-
ра́льдика — наука о гербах. Со временем герб стал
отличительным знаком не только рода, но и города,
государства. Его изображали на монетах, печатях,
государственных документах.
Герб России  двуглавый орёл. Это очень древний
знак царской и императорской власти. Он использо
-
вался, например, шумерами, украшал монеты и печати
многих европейских правителей.
Дополнительный материал
Большой Государственный герб
Российской империи
Гербы России
в разное время
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс. М. Т. Студеникин
Заседаниясената
Заседаниясенатасозывалконсул.Онжепредседательствовал
наних.Залзаседанийзаполнялирядыскамейдлясенаторовс
широкимпроходомпосреди.Передскамьямисенаторовстояли
креслаизслоновойкостидляконсулов.Послетогокаккон-
сулсообщалсенатуповесткуднязаседания,сенаторывысказы-
валисьпокаждомувопросу,иконсулпереходилкголосованию.
Сенаторырасходилисьпообестороныпроходавзаленаод-
нойсторонесобиралисьсторонникипредлагаемогорешения,
надругойегопротивники.
превью
page item
 
 
 
 
śŷƀųűųŷŻŷŹƄŮźŷŮŭűŶƈŴűźƅŶũŰƄūũƇŻźƈ
Я
ųŷŶſũŵűƆŻŷŬŷŷŻŹŮŰųũ
ŋźŮŷźŻũŴƅŶƄŮŻŷƀųűŷŻŹŮŰųũŶũŰƄūũƇŻźƈŮŬŷ
Я
ūŶżŻŹŮŶŶűŵűŻŷƀųũŵű
͎
ŕŷŬżŻŴűųŷŶſƄŷŭŶŷŬŷŷŻŹŮŰųũŪƄŻƅūŶżŻŹŮŶŶűŵűŻŷƀųũŵűŭŹżŬŷŬŷ
ŷŻŹŮŰųũ"
ŜŬŷŴŷŪŹũŰŷūũŶŶƄŲŷŻŹŮŰųũŵű
ŕŷůŶŷŷŻŵŮŻűŻƅŶũŴűźŻŮŪżŵũŬűŻŹűŻŷƀųűųũųŶũЯŹűźb3űbźŷ-
ŮŭűŶűŻƅŭūŮŸũŹƄűŰŶűžŷŻŹŮŰųũŵűųũųŶũЯŹűźbŋbŹŮŰżŴƅŻũ-
ŻŮŸŷŴżƀűŵżŬŷŴŷŪŹũŰŷūũŶŶƄŲŭūżŵƈŷŻŹŮŰųũŵűŗŪƂűŲųŷŶŮſ
ƆŻűžŷŻŹŮŰųŷūŶũŰƄūũƇŻ Я ūŮŹƁűŶŷŲżŬŴũũbźũŵűŷŻŹŮŰųűŶũŰƄūũ-
ƇŻ Я źŻŷŹŷŶũŵűżŬŴũ
͎
ŚųŷŴƅųŷŹũŰŴűƀŶƄžżŬŴŷūŵŷůŶŷŶũŹűźŷūũŻƅűźŸŷŴƅŰżƈūbųũƀŮźŻūŮ
ūŮŹƁűŶżŬŴŷūŻŹűŻŷƀųűŶũЯŹűźb"
śŹŮżŬŷŴƅŶűų
ŚŷŮŭűŶűŵŷŻŹŮŰųũŵűųũůŭżƇŸũŹżŻŷƀŮųŶũ
Я
ŹűźbŘŷŴżƀűŻźƈŽű-
ŬżŹũűŰŷŪŹũůƉŶŶũƈŶũ
Я
ŹűźbųŷŻŷŹũƈŶũŰƄūũŮŻźƈŻŹŮżŬŷŴƅŶűųŷŵ
ŗŻŵŮƀŮŶŶƄŮŻŷƀųűųŷŻŷŹƄŮźŷŮŭűŶƈŴűźƅŷŻŹŮŰųũŵűŶũŰƄūũƇŻ
ūŮŹƁűŶũŵűŻŹŮżŬŷŴƅŶűųũũbŷŻŹŮŰųűźŷŮŭűŶƈƇƂűŮūŮŹƁűŶƄŶũŰƄ-
ūũƇŻźŻŷŹŷŶũŵűŻŹŮżŬŷŴƅŶűųũ
řűź
řűź
řűź

К сожалению ваша программа просмотра не подерживает технологию canvas

К сожалению ваша программа просмотра не подерживает технологию canvas

К сожалению ваша программа просмотра не подерживает технологию canvas

К сожалению ваша программа просмотра не подерживает технологию canvas

К сожалению ваша программа просмотра не подерживает технологию canvas

К сожалению ваша программа просмотра не подерживает технологию canvas

К сожалению ваша программа просмотра не подерживает технологию canvas

Математика. 5 класс. Под редакцией В. В. Козлова, А. А. Никитина
СамыйбольшойокеаннаЗемле
Тихий.Поплощадионпочтиравенвсем
остальнымокеанам,вместевзятым.Он
одинзанимаетпочтиполовинуповерхно-
стинашейпланеты.Тихийокеаннетолько
самыйбольшой,онещёисамыйглубокий.
Именновнёмнаходитсясамаяглубокая
впадина.НазываетсяонаМариа́нская.
Еёглубинасоставляет11022м.
Атлантический океан—второй
поразмерам.Ноглавнаяегоотличитель-
наячертазаключаетсяневэтом.Этоса-
мыйвытянутый,можносказать,чтоса-
мыйузкийокеан.Егодлинапревышает
ширинувнесколькораз.Егомаксималь-
наяглубинасоставляет8742м.
Третийпоразмерамокеан
Индийский.ТихийиАтлантический
океаныразделяютсяэкваторомпочти
пополам,аИндийскийпочтицеликом
лежитвЮжномполушарии.Егомакси-
мальнаяглубинадостигает7729м.
География. 5 класс. Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков
Источники географических знаний
Долгое время человек собирал сведения о своей пла-
нете, путешествуя по ней. В странствиях проводили
свою жизнь купцы, моряки, солдаты и пираты. Они
привозили рассказы о далёких, никому не известных
странах. Эти рассказы не всегда были правдивы.
Земля, вид из космоса.
Съемки с Международной
Космической Станции
География. 5 класс. Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков
Одиссея.
Песньдевятая
(
фрагмент
)
ПереводВ.В.Вересаева
Выразительное
чтение
Литература. 5 класс. Автор-составитель Г. С. Меркин
Россия  священная наша держава,
Россия  любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава
Твоё достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От
южных
морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая
Хранимая Богом родная земля.
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
Гимн Российской Федерации
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс. М. Т. Студеникин
Послушать
Тест

Вопрос 1 из 5

Что входит в понятие «литература как вид искусства»?

  • Фольклорные произведения
  • Художественная литература
  • Научно-популярные произведения

Напротив каждого произведения укажите имя его автора.

  • «Мороз Иванович»
  • «Берёза»
  • «Дети в роще»
  • «Дудочка и кувшинчик»
  • «Филипок»
  • К. Д. Ушинский
  • Л. Н. Толстой
  • В. П. Катаев
  • В. Ф. Одоевский
  • С. А. Есенин
Тест 1

Вопрос 1 из 4.

Укажите правильный вариант ответа.

Какая из изображённых фигур является четырё-
хугольником?

  • 1
  • 3
  • 2
  • 4
Тренажёр

Запомните картинки и откройте одинаковые.

Основные имена
page item page item

Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.)
царь Македонии с 336 г. до н. э., выдающийся полководец, в результате Восточного похода (334–325 гг. до н. э.) создавший крупнейшее государство древности.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.)
древнегреческий философ и учёный, воспитатель Александра Македонского.

Архимед (около 287–212 гг. до н. э.)
древнегреческий математик, физик, механик и инженер. Сделал множество открытий в геометрии и важных изобретений (определение сплавов взвешиванием в воде и др.).

Ашока древнеиндийский правитель (273–232 гг. до н. э.). Создал государство, охватывавшее почти всю Индию. Покровительствовал буддизму.

Ашшурбанапал царь Ассирии (669 — около 633 гг. до н. э.). Воевал с Египтом, Эламом, Вавилонией, собирал древние книги.

Будда (Сиддхартха Гаутама) (около 623–544 гг. до н. э.)
духовный учитель, основатель буддизма.

Вергилий (70–19 гг. до н. э.)
великий древнеримский поэт, автор поэмы «Энеида».

page item page item

Гай Марий (около 157–86 гг. до н. э.)
римский полководец и политик. Провёл реформы в римской армии, сделавшие её постоянной и профессиональной.

Гай Юлий Цезарь (около 100–44 гг. до н. э.)
римский государственный деятель и полководец, диктатура которого (октябрь 49 – 15 марта 44 гг. до н. э.) привела к переходу от республиканского строя к империи.

Ганнибал (247 или 246 – 183 или 182 гг. до н. э.)
карфагенский полководец и государственный деятель, главнокомандующий карфагенской армии во Второй Пунической войне.

Геродот (между 490 и 480 гг. до н. э. — около 425 г. до н. э.)
древнегреческий историк, автор сочинения «История», посвящённого греко-персидским войнам.

Гней Помпей (106–48 гг. до н. э.)
римский полководец и политик. Входил вместе с Цезарем и Крассом в триумвират, с 49 г. до н. э. — противник Цезаря. Потерпел поражение в битве при Фарсале.

Давид (XI (11) в. до н. э. — около 950 г. до н. э.)
царь Израильско-Иудейского государства. Объединил под своей властью Израиль и Иудею.

Дарий I
персидский царь (522–486 гг. до н. э.). Упорядочил управление государством, расширил его территорию. При нём начались греко-персидские войны.

Диоклетиан (245 — между 313 и 316 гг.)
римский император в 284–305 гг. Провёл реформы, улучшившие положение в государстве. Преследовал христиан.

Евклид (III (3) в. до н. э.)
древнегреческий математик. Главный труд — «Начала» — содержит основы геометрии.

Иисус Христос (около 4 г. до н. э. — около 30 г. н. э.)
­согласно христианскому вероучению, Сын Божий, рождённый от Девы Марии, добровольно принявший страдания и смерть на кресте ради искупления грехов всего человечества. Родился и проповедовал своё учение в Палестине. Основатель одной из мировых религий — христианства.

page item page item

Киаксар царь Мидии
в 625–585 гг. до н. э. Покорил Ассирию и часть Месопотамии, значительно расширил территорию своего государства.

Кир Великий (около 590–530 гг. до н. э.)
царь Персии (с 558 г. до н. э.). Завоевал Мидию, Лидию, греческие города в Малой Азии. В 539 г. до н. э. покорил Вавилон и Месопотамию.

Клисфен (VI (6) в. до н. э.)
афинский законодатель. Провёл в Афинском полисе реформы, закрепившие победу демоса над родовой аристократией.

Константин I Великий (около 274–337)
римский император с 306 г. Поддерживал христианскую Церковь, основал новую столицу — Константинополь.

Конфуций (Кун-цзы) (около 551–479 гг. до н. э.)
древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.

Ксеркс I (около 520–465 гг. до н. э.)
персидский царь. В 480–479 гг. до н. э. возглавил поход против Греции, окончившийся поражением персов.

Марк Лициний Красс (около 115–53 гг. до н. э.)
римский полководец и политик. Подавил в 71 гг. до н. э. восстание Спартака. Вместе с Цезарем и Помпеем входил в триумвират.

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.)
римский политик, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя.

Мильтиад (около 550–489 гг. до н. э.)
афинский государственный деятель и полководец. Одержал победу над персами в Марафонской битве.

Навуходоносор
царь Вавилонии в 605–562 гг. до н. э. В 587 г. до н. э. уничтожил Иудейское царство.

Октавиан Август (63 г. до н. э. — 14 г.)
римский император с 27 г. до н. э. Завершил гражданские войны, начавшиеся после смерти Цезаря, укрепил могущество Рима.

page item page item

Перикл (около 490–429 гг. до н. э.)
афинский государственный деятель и оратор. В 444–429 гг. до н. э. — афинский стратег (главнокомандующий). Его правление — период наивысшего расцвета Афин.

Платон (428 или 427–348 или 347 гг. до н. э.)
древнегреческий философ. Создал учение об идеальном государстве.

Плутарх (около 45 — около 127 гг.)
древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение — «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян.

Публий Корнелий Сципион (около 235 г. до н. э. — 183 г. до н. э.)
римский полководец, победитель Ганнибала во Второй Пунической войне.

Солон (между 640 и 635 — около 559 гг. до н. э.)
афинский политик, законодатель и поэт. Провёл реформы, заложившие основы демократии.

Спартак
вождь крупнейшего восстания рабов (74–71 гг. до н. э.) в Италии.

Сулла Луций Корнелий (138–78 гг. до н. э.)
римский полководец и политик. Победил сторонников Гая Мария в гражданской войне. Стал диктатором в 82 г. до н. э., в 79 г. до н. э. отказался от власти.

Траян (53–117 гг.)
римский император в 98–117 гг. В результате войн Траяна империя достигла максимальных границ.

Тутмос III
египетский фараон в 1490–1436 гг. до н. э. В результате войн установил господство Египта в Сирии и Палестине.

Фемистокл (около 525 — около 460 гг. до н. э.)
афинский государственный деятель и полководец. Сыграл решающую роль в победе при Саламине.

Феодосий I (347–395 гг.)
последний император единой Римской империи (379–395 гг.). Утвердил христианство в качестве государственной религии.

Фидий (около 490 — около 430 г. до н. э.)
великий древнегреческий скульптор и архитектор, автор статуй Зевса в Олимпии, Афины в афинском Акрополе.

Хаммурапи
царь Вавилона (около 1792 — около 1750 гг. до н. э.). Расширил территорию государства, издал один из древнейших сводов законов.

Цинь Шихуан (259–210 гг. до н. э.)
правитель царства Цинь, создавший единое китайское государство (221 г. до н. э.).

Эсхил (около 525–456 гг. до н. э.)
древнегреческий драматург, автор трагедий («Персы», «Прометей» и др.).

Эхнатон (Аменхотеп IV) (XIV (14) в. до н. э.)
египетский фараон. Установил в стране почитание единого божества солнечного диска — Атона. После смерти был проклят жрецами традиционных египетских богов.