Онлайн-сессия по русскому языку и литературе. 2021
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Октябрь 2021
Онлайн-сессия по русскому языку и литературе. 11-15.10.21


Уважаемые коллеги!

Мы искренне рады, что вы решили принять участие в нашей онлайн-сессии.

Преемственность образовательных программ по русскому языку и литературе, особенности преподавания родной литературы и родного языка, функциональная грамотность, воспитательные аспекты филологического образования и другие требования новой редакции ФГОС – эти темы в настоящий момент особенно волнуют педагогов, поэтому издательство «Русское слово» выносит их на обсуждение.

В числе ведущих и экспертов онлайн-сессии – автор учебников по литературному чтению, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания предметов гуманитарного цикла ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» Борис Меркин, автор учебников по русскому языку и русскому родному языку, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета Татьяна Воителева, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой историко‑филологических дисциплин Нижегородского института развития образования Мстислав Шутан, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания предметов основного и среднего образования, начальник Центра воспитания и духовно-нравственного просвещения Смоленского областного ИРО Фаина Соловьёва и другие.

Первый модуль онлайн-сессии посвящён требованиям последней редакции ФГОС общего образования. Представлено авторское видение проблем преподавания русского языка и литературы с точки зрения преемственности процесса и образовательных программ, а также проблем преподавания русского родного языка и родной русской литературы в контексте сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия.

«Почему преемственность образовательных программ на сегодняшний день должна стать фактором получения качественного образования и как ориентироваться в этом поле – об этом рассказывают авторы наших учебников Борис Меркин и Татьяна Воителева. Представлено также мнение педагога‑практика Веры Мягковой, учителя русского языка и литературы из Хабаровска. Её уникальный опыт – работа сразу по двум линиям учебников литературы нашего издательства – поможет многим из нас разобраться в сложных вопросах», – говорит Ирина Громовик, методист издательства «Русское слово».

МОДУЛЬ 1

Работа над текстом
как основа преемственности
учебных предметов
«Литература» и «Литературное чтение»
(Б.Г. Меркин)

«Русский родной язык»
как поддержка и сопровождение
основного курса
русского языка
(Т.М. Воителева)

Два учебника
литературы:
точки соприкосновения
(В.В. Мягкова)

Реализация идеи
преемственности
в УМК по русскому языку
(Е.Ю. Кирей)

Создание культурологической
среды для изучения
русского родного языка
(Н.В. Киселева)

Постижение национальной
самобытности как цель
изучения родной литературы
(А.Н. Романова)
Инструментарий учителя
в организации совместной
работы на уроках
русского языка и литературы
(Н.В. Киселева)






Темой второго модуля филологического марафона стало обсуждение проблемы формирования функциональной грамотности как системы. Пути решения предложили эксперты из разных регионов.

МОДУЛЬ 2

Предисловие модуля:
Функциональная грамотность
как система
(Е.А. Виноградова)

Типичные «учительские»
недочеты в формулировании
целей урока
(Т.Ю. Артюгина)

Развитие диалогического
мышления в процессе
текстовой деятельности
(Т.В. Обласова)

Глобальные компетенции:
формирование и оценивание
на уроках литературного чтения
(И.Е. Емельянова)

Формирование навыков
работы с текстами
большого объема
(Т.А. Ковтуненко)




В третьем модуле затронуты вопросы по работе с метапредметными категориями на уроках филологического цикла и рассмотрены межпредметные связи на уроках русского родного языка.

«Межпредметное взаимодействие и метапредметная работа открывают новые горизонты творчества в нашей профессиональной деятельности. Давайте обменяемся опытом! В рамках модуля онлайн-сессии предлагаем обсудить также воспитательные практики в филологическом образовании, тему семьи и место родителей в образовательном пространстве» продолжает Ирина Громовик.


МОДУЛЬ 3

Внутрипредметные связи
в УМК по литературе
для 10–11 классов
(Л.В. Новикова)

Концепт
как комплекс смыслов
(на примере концепта «дом»)
(М.И. Шутан)

Актуальные приёмы
реализации межпредметных связей
русского родного языка
с историей России
(И.С. Гончарук)

Слова-ценности:
какие они?
(Ю.А. Кочеров)





Серию интервью с региональными экспертами на тему воспитательных практик в филологическом образовании и методов их внедрения в учебный процесс модераторы онлайн-сессии проведут в рамках четвёртого модуля.


МОДУЛЬ 4

10 вопросов о реализации
Примерной программы воспитания
на уроках литературы
(Ф.Е. Соловьева/Е.А. Виноградова)

В хорошей семье
хорошие дети растут
(А.Н. Романова)

Взаимоотношения «отцов и детей»:
взгляд исследователя,
психолога и мамы
(А.В. Соловьева)

Родители на уроках
русского родного языка
как полноправные участники
образовательных отношений
И.Г. Громовик







Предложения и пожелания по улучшению онлайн-сессии

Оставьте свои замечания, предложения.
Поделитесь методами и результатами своей работы.
Напишите нам

Напишите нам

Пожелания и предложения
Пожелания и предложения

Опыт участия в сессии
Опыт участия в сессии


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: