- О комплексе
- Учителю
- Ученику
Уважаемые коллеги!
Мы искренне рады, что вы решили принять участие в нашей онлайн-сессии.
Преемственность образовательных программ по русскому языку и литературе, особенности преподавания родной литературы и родного языка, функциональная грамотность, воспитательные аспекты филологического образования и другие требования новой редакции ФГОС – эти темы в настоящий момент особенно волнуют педагогов, поэтому издательство «Русское слово» выносит их на обсуждение.
В числе ведущих и экспертов онлайн-сессии – автор учебников по литературному чтению, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания предметов гуманитарного цикла ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» Борис Меркин, автор учебников по русскому языку и русскому родному языку, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета Татьяна Воителева, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой историко‑филологических дисциплин Нижегородского института развития образования Мстислав Шутан, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания предметов основного и среднего образования, начальник Центра воспитания и духовно-нравственного просвещения Смоленского областного ИРО Фаина Соловьёва и другие.
Первый модуль онлайн-сессии посвящён требованиям последней редакции ФГОС общего образования. Представлено авторское видение проблем преподавания русского языка и литературы с точки зрения преемственности процесса и образовательных программ, а также проблем преподавания русского родного языка и родной русской литературы в контексте сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия.
«Почему преемственность образовательных программ на сегодняшний день должна стать фактором получения качественного образования и как ориентироваться в этом поле – об этом рассказывают авторы наших учебников Борис Меркин и Татьяна Воителева. Представлено также мнение педагога‑практика Веры Мягковой, учителя русского языка и литературы из Хабаровска. Её уникальный опыт – работа сразу по двум линиям учебников литературы нашего издательства – поможет многим из нас разобраться в сложных вопросах», – говорит Ирина Громовик, методист издательства «Русское слово».
МОДУЛЬ 1
Работа над текстом как основа преемственности учебных предметов «Литература» и «Литературное чтение» (Б.Г. Меркин) |
«Русский родной язык» как поддержка и сопровождение основного курса русского языка (Т.М. Воителева) |
Два учебника литературы: точки соприкосновения (В.В. Мягкова) |
Реализация идеи преемственности в УМК по русскому языку (Е.Ю. Кирей) |
Создание культурологической среды для изучения русского родного языка (Н.В. Киселева) |
Постижение национальной самобытности как цель изучения родной литературы (А.Н. Романова) |
Инструментарий учителя в организации совместной работы на уроках русского языка и литературы (Н.В. Киселева) |
|
|
|
|
Темой второго модуля филологического марафона стало обсуждение проблемы формирования функциональной грамотности как системы. Пути решения предложили эксперты из разных регионов.
МОДУЛЬ 2
Предисловие модуля: Функциональная грамотность как система (Е.А. Виноградова) |
Типичные «учительские» недочеты в формулировании целей урока (Т.Ю. Артюгина) |
Развитие диалогического мышления в процессе текстовой деятельности (Т.В. Обласова) |
Глобальные компетенции: формирование и оценивание на уроках литературного чтения (И.Е. Емельянова) |
Формирование навыков работы с текстами большого объема (Т.А. Ковтуненко) |
|
В третьем модуле затронуты вопросы по работе с метапредметными категориями на уроках филологического цикла и рассмотрены межпредметные связи на уроках русского родного языка.
«Межпредметное взаимодействие и метапредметная работа открывают новые горизонты творчества в нашей профессиональной деятельности. Давайте обменяемся опытом! В рамках модуля онлайн-сессии предлагаем обсудить также воспитательные практики в филологическом образовании, тему семьи и место родителей в образовательном пространстве», – продолжает Ирина Громовик.
МОДУЛЬ 3
Внутрипредметные связи в УМК по литературе для 10–11 классов (Л.В. Новикова) |
Концепт как комплекс смыслов (на примере концепта «дом») (М.И. Шутан) |
Актуальные приёмы реализации межпредметных связей русского родного языка с историей России (И.С. Гончарук) |
Слова-ценности: какие они? (Ю.А. Кочеров) |
|
|
Серию интервью с региональными экспертами на тему воспитательных практик в филологическом образовании и методов их внедрения в учебный процесс модераторы онлайн-сессии проведут в рамках четвёртого модуля.
МОДУЛЬ 4
10 вопросов о реализации Примерной программы воспитания на уроках литературы (Ф.Е. Соловьева/Е.А. Виноградова) |
В хорошей семье хорошие дети растут (А.Н. Романова) |
Взаимоотношения «отцов и детей»: взгляд исследователя, психолога и мамы (А.В. Соловьева) |
Родители на уроках русского родного языка как полноправные участники образовательных отношений И.Г. Громовик |
|
|
Предложения и пожелания по улучшению онлайн-сессии
Оставьте свои замечания, предложения. Поделитесь методами и результатами своей работы. Напишите нам |
Пожелания и предложения |
Опыт участия в сессии |