Что делать, если ребёнок проявляет агрессию?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Что делать, если ребёнок проявляет агрессию? 08.07.2020

Что делать, если ребёнок проявляет агрессию?

О причинах детской агрессии, проблемах, связанных с её проявлениями, и о том, что делать родителям и педагогам в таких ситуациях, рассказывает Илья Слободчиков, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

Илья Михайлович СлободчиковНасколько проблема детской агрессии сейчас актуальна?

На сегодняшний день, к сожалению, это одна из самых острых проблем, которая существует и в дошкольном образовании, и в начальной школе, и в среднем звене и старшей школе. Эти вещи были всегда, они были общеизвестны, они всегда фиксировались, всегда принималась определенная система мер: работали с родителями, педагогами. В школах и детских садах всё это было, и никто этого не отменял. Другое дело, что если мы говорим о преемственности дошкольного и начального образования, то как раз в работе с поведением ребенка, в работе с фиксацией, с контролем каких-то вещей, выпадающих из нормативных процессов, эта преемственность изрядно разрушилась. Сегодня, к сожалению, дошкольники у нас существуют в плане поведенческом и в плане воспитательных тенденций сами по себе, а школа существует сама по себе. У них разные задачи, у них разные целевые установки. И эта дистанция между ними, я очень надеюсь, будет устраняться.

С одной стороны, мы сегодня говорим о прошлом, о той ситуации, когда всё традиционно находилось под контролем. Но с другой стороны, мы помним, что у нас закон об образовании разрешает любому ребенку находиться в любом образовательном учреждении. Родители с большим удовольствием ребёнка туда приводят, если здоровье позволяет, потому что ребёнок должен развиваться, должен получать знания. Всё это совершенно очевидно, но возникает противоположная проблема, когда родитель другого ребёнка не понимает, а почему, собственно, дети должны быть вместе. Вот, пожалуйста, элементарные, простейшие проявления детской и взрослой агрессии.

Агрессия – это всегда ненормально?

К большому сожалению, сегодня при подготовке педагогов разного уровня немного забывается о том, что вообще агрессия – это нормально. В курсе возрастной психологии и возрастной физиологии об этом, безусловно, говорят, как и ещё в ряде дисциплин. Это история, связанная с самим фактом детской деятельности и самостоятельности, активности. И когда ребенок просто бежит, потому что ему интересно на что-то посмотреть, это тоже можно рассматривать как пример немножко агрессивной реакции. Мы же не контролируем пространство, в котором он бежит, если он там на кого-то наткнется. Мы с вами понимаем, что он не собирался никому делать больно. Это нормальная естественная ситуация.

Другой момент принципиально важный, когда мы говорим об агрессии как о направленном поведении, когда ребенок вполне себе понимает, что он делает. И целенаправленно идет на то, чтобы причинить дискомфорт другому, тем самым иногда расширить границу собственного пространства, отвоевать зону своей свободы. С другой стороны, ребёнок таким образом решает собственные конфликты, мы это прекрасно понимаем, он имеет на это право.

Ещё важный момент, когда ребёнок переносит ту модель поведения, которая у него сформирована любимыми родителями или не менее любимыми педагогами. К сожалению, крайне редко поднимается вопрос о факторах, провоцирующих ненормативную детскую агрессию, и эти факторы связаны с нашим собственным поведением, иногда непроизвольным, ведь все мы прекрасно понимаем, что педагоги живые люди, они тоже могут уставать. А родителей эти нюансы не интересуют категорически, они приходят в образовательное учреждение с установкой, что они ребёнка воспитателю отдали и вышли вообще из зоны взаимодействия, с себя сняли ответственность.


Мы имеем дело с ещё одной проблемой, тоже являющейся фактором провокации агрессивного поведения. В группе детского сада находятся разные дети, их много, к ним к каждому нужно привыкнуть, каждый со своим характером. Очевидно, что детей принципиально важно развивать. Но будем называть вещи своими именами: успешность ребёнка не всегда выгодна педагогу. По той простой причине, что она вынуждает его ломать собственные стереотипы, выходить за собственные рамки. Когда воспитатель даже при очень остром желании ребёнка научить фактом наличия этого ребенка будет недоволен. И вольно или невольно своими эмоциями будет это демонстрировать. Дети очень чувствительны, они считывают это. И вот мы получаем ситуацию, в которой на ровном месте совершенно нейтральные вещи приобретают достаточно острый характер.

Надо сказать и о взаимоотношениях с родителями. Дело в том, что семейная агрессия – совершенно особая ситуация, когда педагоги могут быть замечательные, дети великолепные, среда организована, но мы не имеем права никаким образом вторгаться в зону семьи. Мы можем только в лучшем случае спросить, что, собственно, в этой семье происходит, но не факт, что нам дадут правдивую информацию. Конкретный пример: из детского сада привели мальчика с просьбой сделать с ним что-нибудь, потому что он постоянно дерётся, всех бьёт и так далее. Из разговора с его мамой выясняется, что в одном пространстве живут родители, двое детей и старенькая бабушка, которая физически не может себя контролировать. Ребёнку это объяснить практически невозможно, и мы получаем эти проективные вещи. 

Как нужно действовать педагогу в ситуации детской агрессии?

Детская агрессия – многогранное, многослойное, многоаспектное явление. Работа по профилактике агрессии, как и вообще работа, связанная с поведенческими и воспитательными вещами, должна быть не просто системной, а должна быть постоянной. С включением и педагогов, и родителей, и детей как, собственно, субъекта приложения всех наших усилий. Иными словами, весь учебно-воспитательный план работы в школе и весь план работы в саду должен в обязательном порядке включать такие занятия по профилактике конфликтов и агрессивного поведения.

Что касается педагога, то здесь очень важный нюанс: педагог не только имеет право, а в некоторых ситуациях просто должен вторгаться в зону обязанностей психолога. Мы должны учить педагогов консультировать на первичном уровне, разговаривать с семьями и не боятся этих семей. Это не значит, что педагог заменяет психолога. Но педагог должен знать элементарные вещи, связанные с диагностикой, с прогнозированием поведения ребёнка, он должен понимать, какие дети из его группы или класса подвержены опасности проявления неконтролируемой агрессии, когда нужно обратиться к родителям, когда подключить психолога или обратиться за помощью к руководству и так далее.

Вместе против насилия в школе          
Буллинг в классе. Как избежать беды?


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: