По светлым странам воображения. К 140-летию со дня рождения Александра Грина
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

По светлым странам воображения. К 140‑летию со дня рождения Александра Грина 23.08.2020

По светлым странам воображения. К 140‑летию со дня рождения Александра Грина

«До конца дней моих я хотел бы бродить

по светлым странам моего воображения...»

А.С. Грин в жизни и творчестве23 августа исполняется 140 лет со дня рождения одного из самых романтичных русских писателей — Александра Степановича Грина.

«Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, — землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина», — такую меткую характеристику творчеству Александра Грина дал Константин Георгиевич Паустовский.

Произведения Грина наполнены гуманизмом, торжеством добрых и отважных людей, с которыми происходят настоящие чудеса. Реальность, окружавшая писателя, при этом сильно отличалась от выдуманного им светлого мира.

Александр Гриневский родился в небольшом уездном городке Вятской губернии. «Детство моё было не очень приятное. Маленького меня страшно баловали, а подросшего за живость характера и озорство — преследовали всячески, включительно до жестоких побоев и порки…» — пишет Грин в своей «Автобиографической повести». (Грин — прозвище, полученное ещё в детстве, станет псевдонимом писателя.)

Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1Научившись читать в шесть лет, Саша Гриневский читал всё, что попадалось ему под руку: «Тысячи книг сказочного, научного, философского, геологического, бульварного и иного содержания сидели в моей голове плохо переваренной пищей». А в шестнадцать, грезящий о море и парусах, он уезжает в Одессу, чтобы поступить в мореходную школу и стать моряком.

Но поступить не удалось и после долгих и отчаянных поисков работы Грин устраивается на корабль учеником матроса, совершает своё первое плавание и впервые видит берега Кавказа и Крыма. Непокорный нрав и тяжёлый труд моряка заставляют его и дальше искать себя: он был рыбаком, лесорубом, чернорабочим на золотых приисках, шахтёром на железном руднике, театральным переписчиком… и снова возвращался в Вятку, так и не отыскав своего чудесного места, о котором мечтал: «Этот новый мир не нуждался во мне, — пишет он. — Я чувствовал себя стеснённым, чужим здесь, как везде. Мне было немного грустно».

Тяжкий труд, бедственное положение, отчаянный поиск своего места в этом мире привели Грина в царскую армию, где он увлёкся революционными идеями. Прослужив около года, Грин дезертировал и увлёкся революционной работой.

Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2«Грин работал в Киеве и Севастополе, где прославился среди матросов и солдат крепостной артиллерии как горячий, увлекательный подпольный оратор. Но в опасностях и напряжении революционной работы Грин оставался таким же созерцателем, как и раньше. Недаром он сам говорил о себе, что жизненные явления его интересовали преимущественно зрительно, — он любил смотреть и запоминать», — пишет К.Г. Паустовский.

За пропагандистскую деятельность в Севастополе Грин оказался в тюрьме, а после освобождения уехал в Петербург. Затем снова были арест и ссылка, из которой он бежал в Москву. Именно в это время, будучи беглым ссыльным, по поручению эсеровской партии Грин начинает писать агитационные рассказы, которые зародили в его душе робкую надежду воплотить в книгах свои мечты о дивном мире: «Я понял, чего я жажду, душа моя нашла свой путь. Это было, как первая нежная любовь».

Тонко чувствующий и возвышенный, Грин своей внешностью и манерой держаться производил на окружающих неоднозначное впечатление. Так, поэт Всеволод Рождественский писал: «Обитатели дома считали его излишне замкнутым, необщительным и грубоватым. С ним мало кто хотел водиться… Внешность у него была мало располагающий к себе. Худощавый, подсохший от недоедания, всегда мрачно молчаливый, он казался человеком совсем иного мира. Но таким Грин был для тех, кто знал его очень мало. Он словно сам заботился о том, чтобы окружить себя атмосферой неприязни, отгородиться нарочитой грубостью от всякого непрошеного вмешательства в его внутренний мир».

Литература.9 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2В 1920-х годах внутренний мир писателя раскрылся в полной мере: он пишет свой главный труд — повесть-феерию «Алые паруса», романы «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Золотая цепь» и другие произведения. Литературное наследие Грина многообразно: помимо известных читателям романтических повестей и романов, он писал лирические стихи, фельетоны, очерки.

Повесть-феерия «Алые паруса» — образец гриновского романтизма, в ней писатель отразил свои мечты о «дивном мире», который обязательно должен прийти на место обыденности.

Последнюю книгу, «Автобиографическую повесть», Александр Грин закончил в Крыму, а предисловие к ней назвал «Легенда о Грине». Подобно рыцарю, он стремился к высшим человеческим ценностям: добру, состраданию, любви, мечте. Всё его творчество — это попытка рассказать читателю, как важно верить в чудеса и как просто эти чудеса сотворить: «Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня… благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него, и новая у тебя... Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем».

Автор Татьяна Фомина


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: