Учительность литературы и педагогический опыт русских писателей
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Учительность литературы и педагогический опыт русских писателей 05.10.2020

Учительность литературы и педагогический опыт русских писателей

Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.

К.Д. Ушинский

Международное бюро просвещения при ЮНЕСКО в конце ХХ века сформировало список, в котором представлены имена 100 педагогов, внёсших значительный вклад в становление современной педагогической мысли. В этом списке и представители российской педагогики: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Имена Льва Толстого, Константина Ушинского и Антона Макаренко знают все, кто любит русскую литературу. В отечественной педагогической традиции воспитательная роль учителя во все времена признавалась главной. Учительность (наставление, но не морализаторство!) – одно из определяющих свойств русской литературы, начиная с первых дошедших до нас произведений. «В сознании русского писателя иерархия ценностей не людьми придумана, не художником изобретена» (Ю.В. Лебедев). А потому «русский писатель не кичился своим талантом, ибо видел в нём не личное достоинство, а Божий дар, данный ему свыше».

Такое представление о цели творчества прослеживается в лучших творениях русских писателей XVII–XXI веков. Так исторически сложились высокие отношения педагогики и литературы в русском культурном пространстве. Этому отчасти способствовало и то, что писатели в XVIII–XIX веках, будучи высокообразованными людьми, нередко жили в качестве учителей в дворянских семьях, а иногда были приглашаемы для обучения детей императорской фамилии – великих князей. 

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов

Не о всех писателях, работавших в разное время учителями, сохранились воспоминания или какие-то данные. Но хочется верить, что и те, о ком ученики тепло вспоминали годы спустя, и те, о чьей педагогической деятельности не сохранилось сведений, смогли оставить светлый след в душах своих подопечных. 

Вспомним лишь самые известные имена русских писателей, чей труд по духовному совершенствованию общества не ограничился литературным творчеством.

***

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов (1769–1844) пробовал свои силы на ниве просвещения – и весьма успешно. Мемуарист Ф.Ф. Вигель оказался среди учеников Крылова, когда поэт поселился в доме С.Ф. Голицына в селе Казацком. Он преподавал, «и в этом деле показал себя мастером. Уроки наши проходили почти все в разговорах; он умел возбуждать любопытство, любил вопросы и отвечал на них так же толковито, так же ясно, как писал свои басни. Он не довольствовался одним русским языком, а к наставлениям своим примешивал много нравственных поучений и объяснений разных предметов из других наук».

Баллада В.А. Жуковского «Светлана». Видеолекция по литературе для 6 классаРусский поэт, переводчик и критик, Василий Андреевич Жуковский (17831852) не раз обращался к педагогической деятельности. В двадцать три года он занимался историей, философией, естественной историей, литературой и эстетикой со своими племянницами – дочерьми Екатерины Афанасьевны Протасовой. Относился он к этим занятиям очень серьёзно и ответственно. В 1817 году Жуковский становится придворным учителем сначала великой княгини и будущей императрицы Александры Фёдоровны, затем великой княгини Елены Павловны, а в 1825 году поэт был назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. Тогда же Жуковский изложил свои взгляды на воспитание: «В воспитании и обучении есть три основных срока, кои нужно с ясностью различать и отделять чёткими границами: ребёнок – мужчина – государь. Ребёнок должен быть счастлив. Мужчина должен учиться и быть деятельным. Государь должен иметь великие замыслы, прекрасный идеал, возвышенный взгляд на его предназначение, ничего несбыточного, но естественный результат всего, что предшествовало».

Конёк-горбунокТалант Пётра Павловича Ершова (1815–1869) современники признали сразу – после публикации знаменитого «Конька-горбунка». В молодом человеке, авторе сказки, мгновенно ставшей народной, ведущие критики и литераторы эпохи распознали подлинный писательский дар, который – уверены были многие – ещё раскроется в полную силу. Петербург, узнавший Ершова-студента, приветствовал рождение нового таланта. Но внезапно умирает отец, и подающий надежды писатель вынужден оставить столицу, вернуться в родной Тобольск. Многие знакомые Ершова назвали такое решение роковым: провинция, скажут, погубила его талант. Но сам Пётр Павлович со смирением и твёрдостью христианина сделал этот судьбоносный выбор. И в многолетнем преданном служении малой родине раскрыл ещё один свой талант. Начав с преподавания латинского языка, Ершов стал директором училищ Тобольской губернии. По делам службы отправлялся в трудные многодневные поездки, инспектировал и открывал новые школы в городах и больших сёлах. Улучшал условия обучения детей, открывал библиотеки. Ещё будучи преподавателем русской словесности, Ершов стремился сделать свои занятия интересными, творческими, раскрывающими личность учащихся. Старался привить своим ученикам любовь к предмету, умение самостоятельно мыслить – выступал против схоластики и зубрёжки.

«Образование,  полагал он, – есть развитие духовных и физических сил юноши по трём отношениям – как человека, как гражданина и как христианина. Прямое назначение его – приготовить юношу к общественному служению и дать ему все возможные средства к довольству и счастию земной жизни».

Сказки и рассказы. К.Д. УшинскийКонстантин Дмитриевич Ушинский (1823–1870) – русский писатель и педагог, основоположник научной педагогики в России, окончил юридический факультет Московского университета. Но интерес к вопросам народного образования и литературы оказался для него судьбоносным. Он преподавал в ярославском Демидовском лицее, Гатчинском сиротском институте, в Смольном институте благородных девиц, изучал педагогику в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии. В 1864 году Ушинский написал первые общедоступные учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», а свои взгляды на принципы преподавания и методические разработки, говоря современным языком, изложил в книге «Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей»: «…с первых ж уроков приучайте дитя полюбить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении»; «не оставляйте ни на одну минуту ни одно дитя без дела»; внушайте детям уважение к делу; задания для детей не должны быть ни слишком лёгкими, чтобы «их нельзя было заметить», ни слишком трудными, чтобы «погнулась под ними слабая натура дитяти», – все эти принципы были новы в середине XIX века и вызвали живейший общественный отклик, они в большинстве своём актуальны и сейчас. Книги же Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» и в наше время с удовольствием читают и слушают дети.

Лев Николаевич ТолстойКорифеем русской педагогической мысли признан Лев Николаевич Толстой (1828–1910).

В конце октября 1859 года во флигеле своего дома в Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей. О новом деле он писал двоюродной тётке Александре Андреевне Толстой, фрейлине императорского двора, воспитательнице царских детей: «Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться, — это школа. …Классы рядом в саду под яблонями, куда можно пройти нагнувшись, так всё заросло. И там сидит учитель, а кругом школьники, покусывая травки и пощёлкивая в липовые и кленовые листья. Учитель учит по моим советам, но всё-таки не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня больше любят. И мы начинаем беседовать часа 3–4, и никому не скучно. Нельзя рассказать, что это за дети, – надо их видеть...»

Просвещение даёт человеку сознание свободы – на этом главном тезисе Толстой основал свою теорию «свободного воспитания». Цель воспитания и образования – способствовать гармонии нравственных качеств, с которыми родится человек, метод – уважение к личности ребёнка: «Школьники – люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие; они все хотят учиться, затем только ходят в школу, и потому им весьма легко будет дойти до заключения, что нужно подчиняться известным условиям, чтобы учиться».

Л.Н. Толстой в жизни и творчествеОбучение должно радовать детей, утверждал Толстой. В Яснополянской школе он давал детям знания, которые можно было связать с их опытом. Он принимал участие в развлечениях и играх учеников, при этом проявлял не меньший интерес и азарт, чем дети. Таким Толстой изображён на детском рисунке, сохранившемся с того времени. Надпись на рисунке «Милый человек Лев Николаевич» передаёт любовь учеников к своему учителю.

Толстому удавалось пробудить в детях творческое начало: его восхищали серьёзный взгляд детей на жизнь, выразительность их языка. Он утверждал, что творчество крестьянских детей открывало перед ним великие законы искусства. В статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой приходил к выводу, что учиться надо у детей. Этот педагогический опыт приблизил Толстого-художника к народному взгляду на мир и стал необходимой предпосылкой для создания романа-эпопеи «Война и мир».

Толстой написал статьи «О народном образовании», «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования» и другие, посвящённые вопросам просвещения. Но созданные им учебные пособия для детей «Азбука» (1872) и «Новая азбука» (1875), которыми он и сам очень дорожил, в отличие от статей остались по-прежнему очень популярны. Многие написанные для них быˊли, сказки, рассказы до сих пор изучают на уроках русского языка и литературы младшие школьники.

А.П. Чехов в жизни и творчествеВ юности уроками зарабатывал себе на жизнь и плату за обучение в гимназии Антон Павлович Чехов (1860–1904). После отъезда отца с семьёй в Москву «три года прожил Антон в Таганроге один. Это были годы неотступной бедности. Надо было самому зарабатывать. Он стал репетитором. Один урок был далеко, за шлагбаумом, на самой окраине города. Ходить туда было особенно неприятно осенью, потому что калош у Антона не было. Садясь заниматься с учеником, он старался спрятать под столом свои ноги в покрытых грязью рваных сапогах. За этот урок Антон получал три рубля в месяц. Заметив, что его товарищ Срулёв очень нуждается, Антон предложил ему репетировать ученика за шлагбаумом вместе. Из трёх рублей Антон отдавал теперь полтора рубля Срулёву», – вспоминал А.Д. Дросси. Это был нелёгкий заработок. Часть заработанных денег Чехов посылал родным в Москву. Отец писал ему: «Спасибо тебе за то, что ты нас утешаешь письмами, мы от твоих писем приходим в восторг. <…> От тебя получено 11 июня 5 руб. Дай Бог, чтобы ты поскорей взял уроков побольше и мог бы получать денег для себя и для нас. Мы очень нуждаемся». Об этом трудном опыте вынужденного репетиторства Чехов написал рассказ «Репетитор».

«Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подаёт Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощёкий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается.

Согласно условию, заключённому с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

– Ну-с... – начинает Зиберов, закуривая папиросу. – Вам задано четвёртое склонение. Склоняйте fructus!

Петя начинает склонять. <…>

После диктанта — география, за географией – закон Божий, потом русский язык, – много на этом свете наук! Но вот, наконец, кончается двухчасовой урок. Зиберов берётся за шапку, милостиво подаёт Пете руку и прощается с Удодовым.

– Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег? – просит он робко. – Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев.

– Я? Ах, да, да... – бормочет Удодов, не глядя на Зиберова. – С удовольствием! Только у меня сейчас нету, а я вам через недельку... или через две...

Зиберов соглашается и, надев свои тяжёлые, грязные калоши, идёт на другой урок».

Иннокентий Фёдорович АнненскийИннокентий Фёдорович Анненский (1855–1909) после окончания историко-филологического факультета Петербургского университета служил преподавателем древних языков и русской словесности в одном из лучших средних учебных заведений Санкт-Петербурга – гимназии Гуревича. Затем более шестнадцати лет Анненский служил директором нескольких учебных заведений: сначала закрытого средне-учебного заведения в Киеве – коллегии Павла Галагана, затем Восьмой санкт-петербургской гимназии и Царскосельской императорской николаевской гимназии, в которой он также преподавал греческий язык.

Анненский был защитником классического образования. К воспитанникам он обращался только на «вы», выступая против так называемого «отеческого отношения». «В русской жизни, – говорил он, – от “ты” до “дурак” один шаг. “Ты” возможно тогда, когда оно взаимно, причём тут отеческое отношение – всё это вздор и явная нелепость» (из воспоминаний В.И. Анненского). Он относился к ученикам как к взрослым ответственным людям – и преподавал всегда только в старших классах. За устные ответы Анненский не ставил отметок, а во время письменных контрольных никогда не следил за выполнением работы, потому что считал это унизительным и для учеников, и для себя.

Сын Анненского, изучавший греческий в его классе, вспоминал:

«А однажды, помню, на одном экстемпорале, торопившийся куда-то отец, как только раздался звонок, быстро пошёл из класса, бросив на ходу:

– Пожалуйста, я тороплюсь, соберите кто-нибудь тетрадки и отдайте в канцелярию.

Это доверие так ошарашило учеников, что никто не исправил своей работы, и тетрадки немедленно были отнесены по назначению».

Ученики не могли обмануть доверия учителя, и во время экзаменов уровень знаний в его классах был всегда выше среднего.

Директор Анненский был сдержан и строг в общении с учениками. Своё же отношение к детям он высказал в стихотворении «Дети»:

Вы за мною? Я готов.
Нагрешили, так ответим.
Нам — острог, но им — цветов...
Солнца, люди, нашим детям!

В детстве тоньше жизни нить,
Дни короче в эту пору...
Не спешите их бранить,
Но балуйте... без зазору.

Вы несчастны, если вам
Непонятен детский лепет,
Вызвать шёпот — это срам,
Горший — в детях вызвать трепет.

Но безвинных детских слёз
Не омыть и покаяньем,
Потому что в них Христос,
Весь, со всем своим сияньем.

Ну, а те, что терпят боль,
У кого как нитки руки...
Люди! Братья! Не за то ль
И покой наш только в муке...

Анненский оказал большое влияние на будущих поэтов Серебряного века, учившихся в Царскосельской гимназии. Один из его учеников, поэт Николай Гумилёв посвятил своему учителю стихотворение «Памяти Анненского».

К таким нежданным и певучим бредням
        Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
        Из царскосельских лебедей.

Я помню дни: я, робкий, торопливый,
        Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
        Слегка седеющий поэт.

Десяток фраз, пленительных и странных,
        Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространства безымянных
        Мечтаний – слабого меня. <…>

Павел Петрович Бажов (1879–1950), талантливый и образованный человек, фольклорист и писатель, которого многие с детства знают как автора уральских сказов о каменных дел мастерах, преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище и в духовном училище города Камышлова. Он много путешествовал по Уралу, собирал и записывал местный фольклор. После революции 1917 года Бажов руководил народным образованием в Усть-Каменогорске, создавал там учительские курсы и организовывал школы по ликвидации неграмотности, а позже руководил писательской организацией Свердловска.

Антон Семёнович Макаренко Антон Семёнович Макаренко (1888–1939) – советский педагог и писатель, который посвятил свою жизнь детям в один из труднейших периодов русской истории – после революции 1917 года. С 1920 года он заведовал колонией для малолетних правонарушителей под Полтавой. В колонии он сумел организовать новую образовательную систему, опирающуюся на создание коллектива, в котором воспитание и обучение трудных подростков осуществлялось через привлечение к посильному труду. Впоследствии эта воспитательно-образовательная система получила его имя.

Советский писатель, автор произведений для детей о природе Виталий Валентинович Бианки (18941959) преподавал естествознание в Бийске в образцово-показательной школе с педагогическим уклоном имени III Коминтерна. В послереволюционные годы «отсутствие специального образования не служило помехой: учителей не хватало, а молодой петербуржец отличался общей культурой и разносторонними знаниями. Тогда была принята лекционная система преподавания. Свои лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам», – вспоминала о том времени дочь писателя Е.В. Бианки.

Писатель и известный педагог Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) после окончания Полтавского педагогического института преподавал украинский язык и литературу, а в 1941 году добровольцем ушёл на фронт. В боях за Москву Сухомлинский был тяжело ранен, затем демобилизовался и после освобождения Украины вернулся на родину. Там он узнал, что его жена и маленький сын погибли в гестапо. Свою жизнь Сухомлинский посвятил детям: он стал директором Павлышской средней школы в Кировоградской области и оставался им до конца жизни. Книга Сухомлинского «Сердце отдаю детям», которую он написал после тридцати трёх лет работы в сельской школе, передаёт нам бесценный опыт этого мужественного, не сломленного человека, который в предисловии к книге сказал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»…

А.И. Солженицын в жизни и творчестве: учебное пособиеУчителем математики и электротехники работал в сельской школе лауреат Нобелевский премии по литературе (1970) писатель Александр Исаевич Солженицын (1918–2008). В 1956 году после восьми лет лагерей и трёх лет ссылки, которые писатель отбывал по политической статье, Солженицын ожидал реабилитации. Он работал в средней школе посёлка Мезиновский Курловского района Владимирской области. Снимал писатель комнату в деревне Мильцево у Матрёны Васильевны Захаровой, которая вскоре станет прототипом героини рассказа «Матрёнин двор». Помимо основных уроков Солженицын вёл в школе кружок прикладной математики. Лишь год проработал он в Мезиновской школе, но о строгом и знающем учителе тепло вспоминали его ученики, в которых он сумел пробудить интерес к математике. В 1957 году Солженицын был реабилитирован. В том же году он переехал в Рязань и в течение почти пяти лет работал там учителем физики и астрономии в средней школе № 2.

Современный поэт Александр Семёнович Кушнер (р. 1936) учился на факультете русского языка и литературы Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. В 19591970 годах он преподавал в школе русский язык и литературу. Из педагогического опыта, наверное, пришли и детские стихотворения поэта, которые знают и любят современные дети.

НЕ ШУМИТЕ!

Не шумите! А разве шумели
Мы? Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе,
Пальцем книзу её отгибая.
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу.
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом, но негромко и редко.
— Не шумите! — сказал соседка.
А никто и не думал шуметь,
Вася пел, ведь нельзя же не петь!
А что голос у Васи скрипучий,
Так зато мы и сгрудились кучей,
Кто стучал, кто гремел, кто скрипел,
Чтобы он не смущался и пел!

Многие известные писатели ХХ века были выпускниками Московского педагогического государственного института имени В.И. Ленина (сейчас это Московский педагогический государственный университет). МГПИ окончили такие известные авторы-исполнители, как Юрий Иосифович Визбор, Вадим Владимирович Егоров, Юлий Черсанович Ким, писатели Юрий Евгеньевич Ряшенцев, Юрий Иосифович Коваль. Все они некоторое время работали в школах.

Так, например, Юрий Евгеньевич Ряшенцев, автор песен ко многим известным фильмам, таким как «Д’Артаньян и три мушкетёра» и «Гардемарины, вперёд!», окончил МГПИ с отличием и работал в школе для трудных подростков. Юрий Визбор работал по распределению в Киземской средней школе в Архангельской области. Юлий Ким тоже по распределению работал в школе посёлка Ильпырский на Камчатке и в московской школе № 135. Юрий Коваль в селе Емельянове в Татарии преподавал русский язык и литературу, географию, историю, пение…

Алексей Викторович Иванов (р. 1969) – современный российский писатель и сценарист. Его опыт педагогической работы нашёл отражение в романе «Географ глобус пропил» (1995), в котором герой утверждает: «Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая. Однако подражать лично мне не советую. А можно поставить в такие условия, где и без пояснения будет ясно, как чего делать. Конечно, я откачаю, если кто утонет, но вот захлёбываться он будет по-настоящему». В 2012 году роман был экранизирован. В 2014 году Алексей Иванов стал автором текста «Поезд Чусовая – Тагил» для тотального диктанта.

В разные годы и столетия в гимназиях, лицеях, школах, домашними и школьными учителями, репетиторами и лекторами работали Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889), Николай Герасимович Помяловский (1835–1863), Николай Васильевич Успенский (1837–1889), Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954), Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968), Юрий Николаевич Тынянов (1894–1943), Валентина Александровна Осеева (1902–1969), Василий Макарович Шукшин (1929–1974), Юрий Сергеевич Энтин (р. 1935) и многие другие писатели. Их человечность, жизненный опыт, искреннее желание помочь людям сделали великое дело.

Хочется надеяться, что традиция взаимодействия школы и литературы не прерывается…

С праздником, дорогие учителя!



Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: