Проведён первый семинар из цикла практико-ориентированных методических семинаров «Программа воспитания от проекта до внедрения». В рамках мероприятия состоялся серьезный разговор о воспитании, воспитывающем обучении, готовности педагога работать с внутренним миром ребёнка, создании атмосферы эмоциональной поддержки и конструктивной помощи детям в школьной образовательной среде. В работе семинара приняли участие руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования, кандидат исторических наук Хмайра Загладина, директора школ, представители институтов развития образования, институтов повышения квалификации, методических кабинетов, педагоги.
С докладом «Концепция результативной воспитательной деятельности как основа Примерной программы воспитания» выступил автор издательства «Русское слово», доктор педагогических наук, заведующий Лабораторией стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования Российской академии образования Павел Степанов. Будучи одним из авторов-разработчиков и идеологов Примерной программы воспитания, он напомнил участникам семинара, что с 1 сентября все школы нашей страны должны будут привести свои программы воспитания и социализации в соответствие с Примерной программой воспитания.
Спикер пояснил, что Примерная программа воспитания была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ. Разработанная программа призвана помочь педагогам России выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. В течение года авторский коллектив Лаборатории стратегии и теории воспитания личности совместно с Министерством просвещения РФ вёл целенаправленную работу по апробации Примерной программы воспитания. В 2020 году по инициативе Президента РФ Владимира Путина были внесены изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации», и одним из ключевых изменений является поправка об усилении воспитательной роли образовательного процесса (от 29.12.2012 № 273-ФЗ, полная версия с изменениями).
Павел Степанов призвал также работников образования вернуть школьному воспитанию здравый смысл: «Необходимо очистить воспитательный процесс от имитации, формализма (которого очень много), от псевдонаучного словоблудия, которым, к сожалению, насыщена наша документация. Мы хотим вернуть в воспитательный процесс всё лучшее, что было наработано великими педагогами прошлого, а также опытом современных школ, остающихся верными традициям воспитания. А их, к счастью немало в самых разных уголках России».
«Новая Программа, – заявил он, – затевалась не просто ради программы. Сегодня наступило время, когда необходимо решать задачи выстраивания доверительных отношений между детьми и взрослыми, наполнения школьной жизни интересными событиями, развивающими ребёнка. Главное сегодня – это реализация заложенных в Программе идей».
Участники семинара, работающие в интерактивном режиме, с энтузиазмом обсуждали следующие вопросы:
— Как повысить вероятность результатов воспитания?
— В чём заключается главный мотив работы педагогов со школьниками?
— Как вовлечь школьников в совместные дела, интересные детям?
— Как создать детско-взрослую общность, объединяющую позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу?
«Полноценное вовлечение ребёнка в творческую деятельность, в социальные активности предполагает его внутреннюю готовность к их осуществлению, внутреннюю мотивацию и желание. Только в этом случае личностно-развивающий, воспитательный потенциал внеурочной (и иной) деятельности может быть реализован в полной мере, – продолжил Павел Степанов, – поэтому те виды внеурочной деятельности, которые предлагает школа своим ученикам, должны быть привлекательными для них, отвечать их потребностям и интересам!»
Авторы издательства «Русское слово» разработали широкий спектр УМК по различным направлениям внеурочной деятельности, которые вносят существенный вклад в воспитание, позитивное отношение школьников к базовым общественным ценностям, приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел. Среди таких изданий, в частности, УМК «Дорогою добра» (Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина) и УМК «Волонтёрство: шаг за шагом» (Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина), УМК «Я принимаю вызов» (О.В. Эрлих, Н.И. Цыганкова), УМК «Профессиональный навигатор» (М.В. Антонова), серия УМК «Твой билет в будущее» (Г.В. Резапкина) и другие.
Организатором цикла образовательных семинаров «Программа воспитания от проекта до внедрения» стал партнёр издательства «Русское слово» – Академия инновационного образования и развития во главе с её ректором Ольгой Рубцовой – кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Внешкольник», официальным экспертом проекта «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания».