Лирическая дерзость Афанасия Фета
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Лирическая дерзость Афанасия Фета 05.12.2020

Лирическая дерзость Афанасия Фета

200 лет назад, 5 декабря по новому стилю (впрочем, существуют и другие варианты датировки) в сельце Новоселки Мценского уезда Орловской губернии, родился Афанасий Афанасьевич Фет — человек-загадка, человек-оксюморон…

«И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость – свойство великих поэтов?» — недоумевал Лев Толстой. Дерзость в поэзии Фета — соединение несоединимого, естественное включение в лирическую вселенную взаимоисключающих категорий на равных правах; смешение, неразличение, отождествление телесного и духовного, материального и идеального, человеческого и природного. Фет создает целостный мир, где всё взаимопроникает, всё рядом, всё одно: сердце цветёт, слух растёт, камень плачет, у звёзд золотые ресницы, и в воздухе за песней соловьиной разносятся тревога и любовь.

Но ведь дерзостью может быть и совмещение в одной личности двух, казалось бы, противоборствующих начал: рационального и интуитивного. Яков Полонский писал другу: «Что ты за существо — не постигаю. Ну скажи, ради Бога и всех ангелов его, и всех чертей его, откуда у тебя берутся такие елейно‑чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески-благоговейные стихотворения. <…> Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой — никому не ведомый — и нам, грешным, не видимый человечек…».

Многие современники искренне удивлялись, как житейский прагматизм может сочетаться в поэте с тонкой одухотворённостью творчества, как будто живёт один человек, а пишет совсем другой. Один твёрдо стоит на земле, другой парит в облаках. Один реалист, другой идеалист. Один Шеншин, другой Фет.

Сам Афанасий Афанасьевич искренне не понимал, что здесь странного. «Логическая сторона» его жизни подчинена жёстким законам материальной необходимости, в то время как «стихотворно донкихотская» стремится к несбыточному, идеальному, свободному от «земного притяжения». По его мнению, это абсолютно нормальный удел любого человека. Совершенно необязательно быть поэтом, чтобы ощутить в себе это противоречие.

Любой человек — оксюморон. Мы состоим из тела и души. Боремся за существование и сострадаем бескорыстно. Добываем хлеб насущный и понимаем, что не хлебом единым. Это в принципе наш общий удел – совмещать. Не смешивая.

Разве не дерзость – быть человеком?

В день юбилея великого русского поэта мы представляем вашему вниманию интервью с автором книги об Афанасии Афанасьевиче Фете (в серии «Писатель в жизни и творчестве»), доктором филологических наук, главным редактором издательства «Русское слово» Алексеем Владимировичем Фёдоровым.


Народный артист России Виктор Никитин читает стихотворения Афанасия Фета



Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: