«Питать душу своего народа…»: к 105-й годовщине со дня рождения Г.В. Свиридова
Развиваем, сохраняя традиции...
УМК «Русский родной язык»

Новинки

Новости

«Питать душу своего народа…»: к 105‑й годовщине со дня рождения Г.В. Свиридова 16.12.2020

«Питать душу своего народа…»: к 105‑й годовщине со дня рождения Г.В. Свиридова

Да, русская культура всечеловечна. И это одно из очень важных её достоинств:

она обращена ко всему человечеству, ко всем людям земли.

Но, может быть, самая важная, самая насущная,

первостепенная её задача – это питать душу своего народа,

возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного.

Г.В. Свиридов

Памятник Георгию Свиридову в Курске В Курске есть памятник Георгию Свиридову. Композитор смотрит вверх, погружённый в звуки музыки: ведь именно на этом языке с ним говорил Бог. Надпись на памятнике – это слова самого Свиридова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперёд!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. А потом она прозвучала на открытии Олимпиады в Сочи в 2014 году, так же как «Вальс» из любимой многими сюиты «Метель». Музыка Георгия Свиридова так тесно переплелась с народной и массовой, что мы порой принимаем его произведения за фольклор (например, некоторые произведения из цикла «Курские песни») или за аутентичные песни других стран (песню «Маритана», созданную к пьесе «Дон Сезар де Базан», многие считают испанской народной).

Человек с удивительным талантом «русского рапсода», как Свиридов называл сам себя, появился на свет 16 декабря 1915 года в небольшом городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего Василия Григорьевича Свиридова и учительницы Елизаветы Ивановны (в девичестве Чаплыгиной). Мать Георгия (мальчика звали в семье Юрием) пела на клиросе. Сестра Тамара впоследствии стала музыкальным воспитателем в детском саду.

Когда Георгию было четыре года, его отца убили. По одной из версий, красноармейцы приняли форму почтового служащего за белогвардейскую. В том же 1919 году дед и младший брат будущего композитора умерли от испанки.

Скончался Георгий Васильевич Свиридов от обширного инфаркта накануне РождестваНо трагические события на этом не закончились: дальше были конфликты с властью, политические гонения. Власть обвиняла Свиридова в формализме из-за того, что он был учеником другого великого русского композитора – Д.Д. Шостаковича. Свиридов долгое время страдал от безденежья: «…после ждановского постановления 1948 года меня совершенно перестали исполнять и печатать, я мог спиться тогда до смерти, это было мрачное, жуткое время, спас меня Аркадий Райкин тогда, спасли заказы на театральную музыку». Казалось, многие личные невзгоды мешали композитору творить: непонимание близких; переживания за судьбы родных (мать и сестра жили в блокадном Ленинграде); мучения из-за своего противоречивого и жёсткого характера; невозможная боль из-за самоубийства старшего шестнадцатилетнего сына Сергея; семилетняя разлука с младшим сыном Георгием (который нуждался в постоянном лечении и жил за границей). Но, может быть, именно испытания, выпавшие на его долю, делали его талант таким, каким мы теперь его знаем…

Скончался Георгий Васильевич Свиридов от обширного инфаркта накануне Рождества – 6 января 1998 года. Этот инфаркт был третьим.

В 2002 году вышла книга размышлений Г.В. Свиридова «Музыка как судьба» с комментариями его племянника А.С. Белоненко, которая имела большой успех. Любовь композитора к книге – слову – привела к тому, что Свиридов основной формой своего музыкального творчества выбрал песню. Он черпал вдохновение в том, чем живёт народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным. Будучи человеком религиозным, он всегда помнил о том, что «вначале было Слово». Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки.

Впервые Свиридов обратился к песне в 1935 году. За три года до этого он поступил в Ленинградский музыкальный техникум. Начав обучение на исполнительском факультете, Свиридов вскоре получил рекомендацию перейти в класс композиции. Но слабое здоровье не позволило ему долго оставаться в северной столице, где приходилось учиться и работать одновременно. Вернувшись в Курск к матери, будущий композитор узнал о музыкальном конкурсе ко 100‑летию со дня смерти А.С. Пушкина.

Именно пушкинские романсы изменили жизнь девятнадцатилетнего Свиридова. Они сразу же были изданы, а в 1937 году исполнены многими выдающимися певцами. Когда, окрепнув, Свиридов вернулся в Ленинград, то был принят в консерваторию уже как член Союза композиторов СССР, да ещё и в класс Д.Д. Шостаковича! Его Свиридов считал своим учителем и старшим другом. Впоследствии на дружбе композиторов сказалась резкая критика Шостаковичем стихотворений В.В. Маяковского. Но после выхода «Патетической оратории», написанной Свиридовым в 1959 году для солистов, хора и оркестра на стихи Маяковского, Шостакович не мог скрыть своего восхищения.

Г.В. СвиридовДух революционной романтики, идущий от «Патетической оратории», получил своё продолжение в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока. Затем были написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» по произведениям Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах…», кантата «Снег идёт» на стихи Бориса Пастернака.

Вдохновляла композитора и литература других народов: на стихи знаменитого армянского поэта Аветика Исаакяна Свиридов создал вокальную поэму «Страна отцов» в одиннадцати частях для тенора и баса с фортепиано, посвящённую стойкости и мудрости армянского народа. В 1955 году было написано девять песен для баса с фортепиано по произведениям Роберта Бёрнса в переводе Самуила Маршака.

Важное место в творчестве Свиридова занимала хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов», и кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, и известнейший «Пушкинский венок».

В ноябре 1955 года Свиридов написал несколько песен на стихи Сергея Есенина (творчество Есенина было настолько близко Свиридову, что своего старшего сына он назвал в честь поэта), а затем многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина». Интересно, что, помимо поэтического наследия Пушкина, Лермонтова, Есенина, Свиридова вдохновляла даже проза Гоголя.

Ещё в самом начале войны Свиридов создал свои первые песни для фронта (самая известная – «Песня смелых»). На военную тематику тогда же была написана оперетта «Раскинулось море широко», посвящённая балтийским морякам.

«Время, вперёд!»С 1939 года Георгий Васильевич писал музыку для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноимённой повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. Музыка для фильма в 1973 году была переработана композитором и получила статус самостоятельного произведения, названного «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина “Метель”» (сюита). Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперёд!» о строителях Магнитки (Магнитогорского металлургического комбината). Среди других киноработ композитора музыка к картинам «Поднятая целина», «Пржевальский», «Римский-Корсаков», «Воскресение», «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира».

В чём же сила свиридовской музыки? Отчасти в многогранности: интонационно она отсылает нас и к высокой классике, и к бытовой, массовой песне. Отчасти в необычном воплощении идеи монофонии: Свиридов хорошо знал, что в музыке Древней Руси одноголосие выражало идею «единомыслия, соединения сердец и умов». Когда «язык поёт», то «ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». «В одноголосном мире… задача человеческой личности состоит в слиянии с космосом, и сама человеческая личность понимается как часть космоса, а несовершенства её коренятся в отпадении от космического целого. В христианском понимании человек стремится к воссоединению с Богом...» – отмечает В.Л. Марченков в исследовании «Монофония, полифония и личность: мечта о русском многоголосье».

Эстетическое сознание Свиридова сформировалось в православной традиции. Композитор часто вспоминал, как бабушка водила его на церковную службу, как он слушал пение матери на клиросе. Племянник Свиридова отмечает, что настольной книгой композитора было Евангелие. Воспитанный в культуре «исконно русской» России, где были определённые певческие традиции, композитор понимал структуру русского «космоса» и чувствовал себя его частью. Эти традиции оказали решающее влияние на его музыку.

Не случайно Свиридов обратился к созданию музыки к историческим и духовным пьесам: к постановке в Малом театре трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», к «Песням Великой Субботы», «Из песнопений Пасхи», «Величанию Пасхи» и другим. Композитор считал, что «духовное искусство… включает эпическое, народное и индивидуальное (личное). Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным...».

Георгия Васильевича Свиридова можно назвать последним из русских композиторов, который относился к своей музыке как к миссии. Ведь у него была высокая цель: сочинять то, что вернёт людям ощущение Бога и Родины.


Несмотря на то что Свиридова можно назвать нашим современником, многое из его наследия остаётся нерасшифрованным. Есть такие сочинения, которые существуют только на кассете и не положены на ноты. А.С. Белоненко уже подготовил к печати 15 томов текстов музыки Г.В. Свиридова. Это собрание произведений композитора планируется издать в 30 томах.

Безусловно, самым известным произведением Свиридова стала музыка к фильму «Метель» по прозе А.С. Пушкина. Мелодии из «Метели», особенно «Вальс», так полюбились слушателям, что довольно часто исполняются на радио и телевидении. Мировую известность сюита «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина “Метель”» получила в исполнении симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева.

Л.П. Смирнова.

Использованы материалы:

В.Л. Марченков. Монофония, полифония и личность: мечта о русском многоголосье.

А. Вульфов. Свиридовские открытия.

Материалы газеты «Литературная Россия».

Материалы сайта «Бельканто».

Видео телеканала «Культура».


С 16 по 25 декабря издательство «Русское слово» приглашает учителей принять участие в предметной декаде изобразительного искусства, музыки и технологииПредметная декада – это серия тематических мероприятий: вебинаров, конкурсов и мастер‑классов, в ходе которых педагоги могут узнать больше об УМК и пособиях по своим предметам, пополнить методическую копилку интересными идеями и приёмами, поделиться опытом, а также выиграть призы!


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:     


Не пропустите новости издательства!

Если вы хотите быть в курсе

новинок и акций

издательства «Русское слово»,

получать методическую помощь

и не пропускать

бесплатные вебинары,

подпишитесь на наши новости.

Ваш e-mail: