Наступает Новый год… Традиции праздника от древности до наших дней
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Наступает Новый год… Традиции праздника от древности до наших дней 30.12.2020

Наступает Новый год… Традиции праздника от древности до наших дней

Снег холодный серебрится,

Лунный свет над ним струится,

Звёзды водят хоровод…

И подходит светлый, ясный,

Величавый и прекрасный Новый год!

Так приветствовал наступление Нового года русский поэт начала XX в. М.П. Свободин.

Наверное, для каждого жителя нашей страны – от больших городов до крохотных посёлков – Новый год – это свежий морозный воздух, сияющая огнями ёлка, грохот фейерверка, веселье в кругу близких и дорогих людей, вручение подарков и многие другие счастливые моменты, из которых состоит праздничное волшебство.

Новый год – один из самых старых праздников на земле, но далеко не всегда и не везде его отмечали зимой. В цивилизациях Древнего мира наступление нового года обычно совпадало с началом возрождения природы – например, в Древнем Египте это событие приурочивалось к разливу Нила, происходившему летом, в Вавилонии – к весеннему равноденствию. Важной частью новогодних празднеств в Древнем Египте были ночные шествия, завершавшиеся застольями, а в Вавилонии символом обновления всего живого служил столб, украшенный пучками зелени. Люди наряжались в красивые одежды, ставили на стол лучшие кушанья, веселились, как могли, но при этом не забывали совершать обряды, которые, по их представлениям, помогали обрести милость богов и благополучие в грядущем году. Ярко и весело встречали Новый год и в ряде других древних государств.

Начало календарного года с 1 января было установлено древнеримским правителем Гаем Юлием Цезарем. В 46 г. до н. э. он ввёл новый календарь, получивший название «юлианский», и утвердил начало года с 1 января 45 г. до н. э. Но эта реформа напрямую не касается новогоднего празднества древних римлян – Сатурналий, проходивших в конце декабря накануне зимнего солнцестояния, и сопровождавшихся обильными угощениями, обменом подарками и театрализованными представлениями. Многое из обрядов Сатурналий вошло впоследствии в традиции празднования Рождества Христова.

В Средние века в качестве начала года на разных территориях выбирались различные даты. Это могло быть Рождество Христово, 1 или 25 марта, Пасха, а в средневековой Византии – 1 сентября. Вообще Западная Европа начала отмечать Новый год с 1 января лишь в позднее Средневековье и в начале Нового времени.

В нашей стране календарная традиция встречи Нового года менялась не единожды. Известно, что со времён Крещения Руси до 1492 г. гражданский новый год начинался в марте, а летосчисление велось от сотворения мира (от «сотворения мира» до «Рождества Христова» насчитывалось 5508 лет). При великом князе Московском Иване III, женатом на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, решено было отмечать новолетие (и церковное, и гражданское) с 1 сентября. Вот как описывал празднование новолетия посетивший Россию в конце XVI в. итальянец Джованни Паоло Кампано: «Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду, и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится о их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: “Великому государю нашему и детям его многая лета!”. При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».

Изменения в дате празднования, а также в системе летосчисления связаны с именем Петра I. Чтобы привести в соответствие российское летосчисление с европейским, он своим указом от 20 декабря 1699 г. предписал считать 1 января 7208 г. от сотворения мира 1 января 1700 г. от Рождества Христова, а начало гражданского нового года перенести на 1 января. «В знак того доброго начинания и нового столетнего века» жителям Москвы было велено «перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», по дворам стрелять из пушек и мушкетов и «выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится»; приказано по ночам устраивать на улицах костры из дров, хвороста или соломы, жечь смолу в бочках.

После петровского указа начало Нового года оказалось в середине Святок – периода между Рождеством и Крещением. Основной акцент делался на праздновании Рождества, хотя постепенно начали формироваться и российские традиции зимней встречи Нового года. К ним относился пушечный салют, иллюминация улиц и «огненные потехи» – фейерверки, а вот обычай украшения домов еловыми ветками не прижился. Ёлка стала в России непременным атрибутом празднования Рождества и Нового года лишь в 1830–1840-е гг. Считается, что обычай ставить в доме рождественскую ёлку был ввезён в Россию из Пруссии принцессой Шарлоттой (Александрой Фёдоровной), с которой вступил в брак в 1817 г. будущий император Николай I. И, конечно же, никуда не уходила традиция новогодних подарков – их дарили своим приближённым и российские государи допетровской поры, и монархи XVIII – начала XX столетий. Постепенно традиция обмена новогодними подарками «пошла в народ». К началу XX в. сложился и образ Деда Мороза, дарящего подарки детям, но традиция приглашать его на рождественскую ёлку ещё не укрепилась. Обязательными персонажами новогоднего праздника Дед Мороз с внучкой Снегурочкой станут лишь к концу 1930-х гг., уже в советский период. Но до того времени в праздновании Нового года в нашей стране произошло немало существенных изменений.

В 1918 г. советская Россия перешла с юлианского на григорианский календарь с целью привести летоисчисление в соответствие с западноевропейским. С тех пор СССР и Россия, как и большинство других стран, встречали Новый год 1 января по григорианскому календарю, а предыдущая дата празднования стала известна как Старый Новый год. Русская Православная Церковь перехода на григорианский стиль не приняла, поэтому Рождество стало праздноваться 7 января (25 декабря по старому стилю). Это вызвало определённый диссонанс между празднованием Нового года, обретавшим светский характер, и встречей Рождества, ведь 1 января приходилось на Рождественский пост. Впрочем, в 1929 г. в связи с переходом на непрерывную рабочую неделю празднование Нового года и всех религиозных праздников отменялось. Отменялась и ёлка. Однако этот обычай не успели забыть – родители и даже воспитатели в детских садах тайком устраивали детям ёлки и в начале 1930-х гг.

В конце 1935 г. изменилась государственная политика в отношении празднования Нового года. Вот как об этом вспоминал Н.С. Хрущёв: «Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев (второй секретарь ЦК ВКП (б) Украины) поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?". Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим"». Буквально на следующий день в газете «Правда» опубликовали статью П.П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!», сразу же в продаже появились ёлки и ёлочные украшения, началась подготовка к новогодним вечерам и утренникам. 31 декабря 1935 г. ёлка вновь вошла в дома советских людей, стали устраиваться ёлки во Дворцах пионеров, домах культуры, при школах. Главная ёлка страны проходила с 1937 г. в Колонном зале Дома Союзов, а с 1954 г. – в Кремле, сначала в Большом Кремлёвском дворце, а затем в Кремлёвском дворце съездов.

К написанию сценариев новогодних ёлок подключились профессиональные писатели, такие как Сергей Михалков и Лев Кассиль, стали создаваться литературные и музыкальные произведения, кинофильмы и мультфильмы на новогоднюю тематику, новогодние открытки, а ёлочные игрушки отражали советскую идеологию и символику – звёзды, флажки, дирижабли, самолёты, танки, позже – початки кукурузы, космонавты и ракеты… С 1947 г. день 1 января снова стал нерабочим.

Постепенно сложились те традиции празднования Нового года, которые сохраняются в нашей стране по сей день. Одной из них является просмотр «новогодних» кинофильмов, таких как легендарная «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Чародеи», а также новогодних концертов. Между тем, новогодний «Голубой огонёк» впервые появился на телевизионных экранах лишь перед наступлением 1964 г. Новогоднее телеобращение главы государства к российскому народу – тоже относительно недавняя традиция. Впервые с новогодним обращением к соотечественникам по телевидению выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев перед наступлением 1971 г.

К постсоветским новшествам в праздновании Нового года можно отнести длинные новогодние каникулы. В 1993 г. выходным днём было объявлено 2 января, в 2004 г. россияне получили возможность отдыхать с 1 по 5 января, а в 2008 г. праздничный отдых было решено продлить с 1 по 8 января. С учётом праздника Рождества Христова, который был объявлен нерабочим днём ещё в 1991 г., получается почти 10 дней. Кому-то этого много, кому-то мало, кто-то сетует на усталость от времяпрепровождения за столом и у телевизора, а кто-то использует это время с максимальной отдачей – катаясь на лыжах или завершая «горящий» проект… Как бы то ни было, Новый год остаётся для нас тем чудесным праздником, в который «что ни пожелается — всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается», который возвращает нас к самим себе, к дому и семье, к мечтам и надеждам.

Издательство «Русское слово» сердечно поздравляет вас с наступающим Новым годом!

 

Автор Татьяна Дмитриевна Стецюра,

ведущий редактор издательства «Русское слово»,

кандидат исторических наук 


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: