В 2013 г. ведущая научная организация нашей страны по изучению отечественной истории — институт
Российской истории РАН по поручению Президента Российской Федерации
Владимира Путина
разработал
«Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Рассмотренная концепция была утверждена Российским историческим обществом 30 октября 2013 г., и 16 января следующего года произошла встреча коллектива её разработчиков и президента Путина. А 1 февраля по итогам этой встречи глава государства подписал поручения правительству Российской Федерации обеспечить соответствие содержания Контрольных измерительных материалов, используемых при проведении Государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и учесть положения Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории при определении единого минимума содержания примерных основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
Владимир Путин на встрече с разработчиками концепции. Фото: kremlin.ru
Концепция декларировала
необходимость перехода от концентров к линейной системе, где в рамках 5–10 классов последовательно изучалась бы
истории России, а в 11 классе — повторительно-обобщающий курс. Важнейшей составной частью концепции являлся
Историко-культурный стандарт, определявший содержание школьного предмета «История» и методологические подходы к изучению отдельных этапов истории России.
Следующим важным шагом в определении содержания школьного предмета «История» стала разработка
примерных основных образовательных программ (ПООП), создание которых предусматривалось ещё законом об образовании 2012 г. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (5–9 классы) была принята в 2015 г., для старшей школы (10–11 классы) — в 2016 г. Все они размещены на специальном министерском
сайте:
http://fgosreestr.ru. В программе для старшей школы отмечено:
«Предмет „История“ на углублённом уровне включает в себя расширенное содержание „Истории“ на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс „История России до 1914 года“, направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы». Кроме того, в данную программу было включено содержание курса «Россия в мире» как обязательного курса на базовом уровне.
Программа по истории России содержит дифференциацию результатов на уровни «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Согласно этим уровням распределены и дидактические единицы — привязанные ко второму уровню «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом. Программа для основного общего образования по предметной области «История» включает раздел по истории России с древнейших времен до 1914 г. (6–9 классы), программа для среднего общего образования — историю России с 1914 по 2014 г.
В 2015 г. по итогам конкурса были одобрены Российским историческим обществом и включены Министерством образования и науки РФ в
Федеральный перечень учебников три линейки учебников по истории России, среди которых и
линейка издательства «Русское слово».
В 2019 г. миновало пять лет со дня начала внедрения новых подходов к школьному историческому образованию. Школы практически полностью перешли на использование новых линий УМК по истории и, соответственно, на линейную систему исторического образования. Настало время подвести итоги и наметить дальнейшие пути концептуального развития содержания школьного исторического образования. В начале ноября 2019 г. в Российском историческом обществе состоялось
заседание рабочей группы по совершенствованию Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В ходе заседания констатировалось, что обеспеченность школ новыми учебниками составляет около 90%; около 80% учителей прошли профессиональную подготовку для преподавания в соответствии с положениями Историко-культурного стандарта. Глава рабочей группы академик РАН
Александр Чубарьян обратил внимание на то, что около 80% учителей, опрошенных Ассоциацией учителей истории и обществознания, высказались за расширение линейной системы преподавания в 11 классе. Соответственно на два класса: 10 и 11, предполагалось разделить курс истории России 1914–2014 гг.
Заседание рабочей группы. Фото: historyrussia.org
18 сентября 2020 г. Рабочая группа представила усовершенствованный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. С точки зрения содержания и методологических подходов к изучению истории России новый проект несёт в себе две важные новации (цитируется по публикации на сайте РИО):
—
«Распространение линейного принципа преподавания истории (применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6–10 классах) на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.
—
Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10–11 классов курс „Россия в мире“ и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов».
Помимо этого, в сам текст
Историко-культурного стандарта были внесены отдельные уточнения, корректирующие некоторые нюансы и аспекты содержания школьного предмета
«История России». В частности, были уточнены исторические названия (государство «Русь», «Великая российская революция» и др.), внесены дополнения, более конкретно отражающие содержание генерального плана «Ост», суть гитлеровского оккупационного режима на советских землях, характер нацистской пропаганды, преступления фашистов против советского населения, массовое уничтожение советских военнопленных и т.д.
Согласно обновлённой концепции,
история России должна освещаться в школе вплоть до 2020 г. Важно также отметить, что
период истории XX в. с 1914 по 1945 г. рекомендовано изучать в 10 классе, с 1945 г. по настоящее время — в 11 классе. Кроме того, в стандарте прописана синхронизация материала по отечественной истории с материалом по Всеобщей истории. Полный текст обновленной концепции можно посмотреть
по ссылке.
23 октября коллегия Министерства просвещения утвердила дополненную концепцию. В заключении министерства было отмечено, что
«по многочисленным просьбам учителей и методистов материалы Историко-культурного стандарта, определяющие события, персоны и источники, выведены в специальный раздел „Рекомендации“, что существенно снижает давление количества дидактических единиц при формировании учителями рабочих программ учебного курса „История России“». Полный текст решения коллегии см.
по ссылке.
Руководитель рабочей группы академик Александр Чубарьян, подводя итоги проделанной работы, заявил: «Законодательно утверждён переход от концентрической системы к линейной. <...> Сейчас в последних классах предмет будут не повторять, а изучать хронологически: на них придётся самый сложный XX век».
Что касается корректировки содержания примерных основных образовательных программ в связи с принятием обновлённой концепции, то следует ожидать соответствующих шагов и разъяснений Министерства просвещения.
Стоит отметить, что действующая линейка по истории издательства «Русское слово» по своей структуре полностью соответствует усовершенствованной схеме преподавания истории в основной школе. В частности, учебник В.А. Никонова, С.В. Девятова по истории России XX — начала XXI века охватывает события вплоть до 2020 г., а две части учебника соответствуют принятому делению курса между 10 и 11 классами (1-я часть — 1914–1945 гг.; 2-я часть — 1945–2020 гг.).
Кроме того, издательством «Русское слово» подготовлен
новый курс по всеобщей истории для 5–9 классов, который полностью соответствует предложенной и утверждённой Российским историческим обществом синхронизации.
Методисты и специалисты Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово» готовы оказать учителям необходимую методическую и научную помощь, связанную с адаптацией в учебном процессе требований обновлённой Концепции УМК по отечественной истории.
Автор Кирилл Александрович Кочегаров,
кандидат исторических наук,
руководитель Центра историко-обществоведческих дисциплин
издательства «Русское слово»