Говорим по-русски! Как и зачем изучать орфоэпические нормы в школьном курсе русского языка?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Говорим по-русски! Как и зачем изучать орфоэпические нормы в школьном курсе русского языка? 17.05.2021

Говорим по-русски! Как и зачем изучать орфоэпические нормы в школьном курсе русского языка?

В силу разных причин мы зачастую не задумываемся, как правильно произносится то или иное слово. «Помогают» нам в этом в первую очередь средства массовой информации: например, уже нормой стало услышать с телевизионных экранов «возбУждено уголовное дело» вместо «возбужденО». Главное же не это! Главное, что мы теперь увлечены этими самыми уголовными делами и всячески стараемся отслеживать подобные процессы в СМИ, принимая самое активное участие в похожих кампаниях или компаниях (вот ведь тоже история…). Попытка исправить ситуацию равна нулю, потому что «раз в телевизоре сказали – значит правильно». Это раньше было правильно «в телевизоре», была культура речи как предмет, без которого ни один диктор страны не мог выйти в люди... Теперь в стране другое: попытка узаконить свободные правила переноса (и это отдельная тема для разговора), говорить на русском языке не по-русски, вместо да говорить ок (и это самое простое проявление неуважения к языку, который является не только государственным, но и ещё родным, межнациональным, мировым). Русский язык вобрал в себя всё самое лучшее из других языков, став «великим и могучим», но почему ок?! Почему позвОнишь, а не позвонИшь?! Трудно? Да вроде и нет… Тогда почему так быстро и легко мы усваиваем чужое, употребляя это налево и направо?

В итоговой аттестации по русскому языку есть тестовое задание, где учащиеся должны выбрать правильное местоположение ударного слога (задание № 4). И вот тут начинаются проблемы!«Не забалУешь? Или не забАлуешь? Для выпускников многое из примеров задания иногда просто становится откровением. И начинают наши дети трудиться над тем, что изначально не должно вызывать вопросов и затруднений, если ты носитель языка. Давайте посмотрим на эту проблему иначе. Есть очень простой путь: на уроках русского языка учить детей не только грамотно писать, что мы делаем с избытком, подменяя практику овладения тем или иным языковым явлением через говорение постоянной писаниной (и это тоже отдельная тема для разговора, к обсуждению которой мы обязательно вас пригласим), но и знать орфоэпические нормы русского языка. Откройте учебники русского языка под редакцией Е.А. Быстровой для основной школы, чтобы удостовериться, что подобная работа в современном школьном учебнике существует. И она ведётся постоянно. Заглянем в учебник для 5 класса (Русский язык. 5 класс. Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, под редакцией Е.А. Быстровой) и посмотрим, сколько интересной информации предлагается авторами, как выстроена деятельность, которая мотивирует детей на формирование умений «слышать» себя, контролировать свою речь и учиться отслеживать подобные процессы.

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1

В параграфе 35, который так и называется: «Зачем нужно изучать фонетику?», авторы учебника очень подробно и доходчиво отвечают детям на поставленный вопрос. Сегодня, в процессе формирования функциональной грамотности, вопрос «зачем?» звучит очень актуально. И это важно: дети должны понимать, зачем подобная тема представлена для изучения и где они смогут эти знания применить.

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1

Стоит пролистать все параграфы раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография». Интересные задания, учебные и познавательные тексты, материалы для самопроверки помогут детям понять, насколько это важно знать законы русской фонетики и уметь разбираться в орфоэпических нормах.

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1

Русский родной язык: учебник для 1 класса общеобразовательных организацийНе просто знание правил, которыми нужно ещё уметь пользоваться, но и овладение нормами русского литературного языка – вот цель. Эта работа продолжается на уроках русского родного языка. Откройте учебники «Русского слова» по русскому языку и русскому родному языку и убедитесь в том, что единая система представления учебного материала, авторская концепция (Л.В. Кибирева, написавшая «Русский язык» и «Русский родной язык» для ИОС «Начальная инновационная школа», продолжила работу в авторском коллективе учебника «Русский язык» для 5–9 классов под редакцией Е.А. Быстровой, а Т.М. Воителева, один из авторов учебников по русскому языку для основной школы, является одновременно автором учебников «Русский родной язык» для 5–9 классов) и понимание, что в настоящий момент важно в системе обучения русскому языку, помогут сделать правильный выбор не только учителям, но и родителям как полноправным участникам образовательного процесса.

Ирина Громовик,
методист издательства «Русское слово»


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: