День эколога. Как воспитать у школьников ответственное отношение к природе?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

День эколога. Как воспитать у школьников ответственное отношение к природе? 04.06.2021

День эколога. Как воспитать у школьников ответственное отношение к природе?

Экология: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровеньЭкология: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровеньВ России 5 июня отмечают День эколога, который приурочен к Всемирному дню охраны окружающей среды. Этот праздник призван привлечь внимание широкой общественности к экологическим проблемам, актуальным в России и мире. Как с детства воспитать ответственное отношение к природе и помогут ли в решении этой задачи школьные учебники по географии, биологии, экологии и другим предметам?

Охрана окружающей среды – это комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Сегодня в фокусе внимания учёных целый ряд вопросов: от изучения последствий работы промышленных предприятий для атмосферы до соблюдения всеми и каждым общепринятых правил поведения. В XXI веке всё это особенно важно, ведь от решения этих проблем будет зависеть дальнейшая жизнь человечества. Экология как наука поможет нам лучше понять природные закономерности, актуализировать проблемы и преодолеть их.

Какие экологические проблемы особенно серьёзны для России? К числу таких относятся загрязнение воздуха, воды и почвы, вырубка лесов, браконьерство, радиоактивное загрязнение. «На территории России есть зоны экологического бедствия. Такие зоны возникают там, где высокая концентрация грязных производств, что характерно для крупных промышленных центров. К числу самых экологически неблагополучных относятся такие города, как Братск в Иркутской области, Нижний Тагил, Магнитогорск на Урале. К изменению экологической обстановки и негативным последствиям приводят и различные аварии на производстве, транспорте и т.п.», объясняет Юлия Фокина, методист издательства «Русское слово».

Биология: учебник для 5 класса общеобразовательных организацийБиология: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций: базовый уровеньОдновременно с неблагополучными в экологическом плане областями в России представлены территории, практически не затронутые хозяйственной деятельностью человека, и уникальные природные объекты. Сохранить их в первозданном виде помогает присвоение им статуса особо охраняемых природных территорий. Этим статусом в России обладают более десяти тысяч объектов федерального, регионального и местного значения. Создание особо охраняемых природных территорий не только защищает флору и фауну, но и помогает сформировать у людей особую культуру и чувство ответственности за окружающую среду. Наиболее известные из таких объектов относятся к списку Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Например, «Девственные леса Коми» (Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыдва»), «Озеро Байкал» (заповедники Байкальский, Баргузинский, Байкало-Ленский, национальные парки Прибайкальский, Забайкальский, заказники Кабанский, Фролихинский), «Вулканы Камчатки» (Кроноцкий заповедник и Южно-Камчатский заказник) и др.

Вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов актуальны для географии, биологии, экологии, физики, химии и других наук. Ответственное отношение к природе формируется посредством включения в учебники по этим предметам материалов экологической направленности и соответствующих заданий, часть которых выполняется с опорой на личный опыт школьников и с учётом регионального компонента.

География. Введение в географию: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных организацийГеография: экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10–11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень«Теоретический материал учебников формирует представление о взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов природы, даёт информацию о проблемах и перспективах перехода современного общества к устойчивому развитию», продолжает Юлия Фокина.

Такие вопросы, как, например, охрана природы и рациональное природопользование, последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды рассматриваются в линиях учебников по биологии для 5–9 и 10–11 классов. Взаимосвязь природы и человека, природопользование и экологические проблемы, а также пути решения экологических проблем – эти темы представлены в учебниках и учебных пособиях по экологии и географии.

Учебники предоставляют широкие возможности для выполнения школьниками разнообразных проектов и проведения исследований, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры, и это неслучайно. Экология каждого государства является частью одной большой экосистемы, поэтому проблемы окружающей среды не должны оставлять равнодушным ни одного жителя планеты Земля. Наше будущее напрямую связано с экологией. Чем бережнее мы станем относиться к природе, тем больше шансов у наших потомков на нормальную жизнь.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: