Чтение и воспитание. Какие учебники выбрать для знакомства младших школьников с родной литературой?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Чтение и воспитание. Какие учебники выбрать для знакомства младших школьников с родной литературой? 15.10.2021

Чтение и воспитание. Какие учебники выбрать для знакомства младших школьников с родной литературой?

Учебники по литературному чтению на родном (русском) языке Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой открывают широкие возможности не только для обучения, но и для воспитания детей. Что в них заслуживает особого внимания? Какие главные темы затрагивают учебники и какие задачи помогают решить учителю? Об этом «Русскому слову» написала доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», кандидат педагогических наук Наталья Смирнова.

Литературное чтение на родном русском языке

РЕЦЕНЗИЯ

на программу курса и линию учебников «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1–4 классов

Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой

Анализ программы и учебников позволяет сделать выводы о соответствии их содержания заявленным во ФГОС НОО концептуальным положениям. Необходимо отметить специфику структурирования авторами учебного материала, которое позволяет учителю вместе с младшими школьниками приглядеться к миру вокруг и заглянуть внутрь своей души («Невидимый мир внутри тебя»).

Особого внимания заслуживает раздел в учебниках для каждого класса, посвящённый школьной жизни. Предложенные тексты Л. Толстого, Е. Пермяка, Б. Заходера, В. Драгунского и таких современных авторов, как Е. Клюев, А. Усачёв, Н. Дружинина, М. Тараненко, Ю. Лавряшина, способствуют формированию положительного отношения к школе, преодолению сложившихся в обществе негативных стереотипов, возрождению понятия «школьная дружба».

Изучение школьниками предложенных в программе текстов позволяет понять ключевые для русского национального сознания культурные коды и нравственные смыслы в различных произведениях: о подвигах богатырей и исторических персонажей, о наших предках, защищавших родную землю или принёсших ей научную славу, о повседневном труде и традиционных календарных праздниках...

Не случайно раздел о Родине называется «Где нам посчастливилось родиться…». Авторы УМК деликатно, без лишнего пафоса, через чтение и обсуждение произведений И. Бунина, А. Пушкина, В. Гиляровского, К. Симонова, А. Твардовского, С. Есенина и авторов современной литературы В. Степанова, И. Пивоваровой формируют у обучающихся сердечное отношение к родной земле, к её раздолью, чудесной красоте и непростой истории.

Большое внимание в УМК уделено произведениям о Великой Отечественной войне. Через систему заданий обучающиеся уже в начальной школе знакомятся с историческими фактами, запоминают тексты, которые являются одной из скреп, указывающих на принадлежность человека к общности граждан РФ: «Идёт война народная, священная война!», «Отечество в опасности» и др. Предложенные тексты авторов новейшей современной литературы («Детский дом "Лёка"» Т. Кудрявцевой, «Валин дедушка» Е. Каликинской, «Героическая азбука» В. Бахревского о детях – героях ВОВ) отсылают к коллективной памяти народов России, формируют эмоциональную сферу детей через сопереживание героям художественных произведений.

Аппарат учебника позволяет педагогу дифференцировать задания с учётом возможности усвоения материала учащимися разного возраста и разного уровня подготовки. Задания для работы в группе формируют умение учитывать позицию собеседника и обосновывать свою позицию. Уникальными являются задания на диалог культур: о семейных традициях различных народов, о пословицах разных народов, о многообразии языков и культур (например, ученики 2 класса знакомятся с народным поэтом Дагестана Р. Гамзатовым и узнают, что он писал на аварском и русском языках). Постижение русской национальной картины мира сопровождается знакомством с этнокультурными особенностями населения Российской Федерации через чтение текстов, рассматривание рисунков. Учебники богато иллюстрированы, уже их обложка способствует знакомству с ключевыми для русской культуры именами – И. Крылов, С. Михалков, С. Есенин.

Ряд заданий предполагает обращение к электронным материалам, а это значит, что уже в начальной школе идёт обучение работе с информацией, представленной как в традиционном, так и в цифровом формате. Каждый раздел завершается рекомендациями по самостоятельному чтению. Находкой авторов УМК можно считать размещение в учебниках обложек книг, которые рекомендованы к прочтению. Привлекательность обложки повышает мотивацию школьников к чтению, а раздел «Творческая мастерская» обеспечивает трансформацию читательской деятельности обучающихся, которая становится звеном иной деятельности – практической (рисование, лепка) или знаково-символической (театрализация).

Констатирующий и предвосхищающий виды контроля в учебниках представлены имплицитно: через актуализацию необходимой для понимания произведения фактической информации, осмысление читательского ожидания и предположений о развитии событий. Система вопросов и заданий позволяет учителю моделировать на уроке и в пространстве домашней работы, внеклассной работы полный цикл читательской деятельности: от читательских ожиданий и первых впечатлений к формированию нового отношения к тексту. Работая по анализируемому УМК, педагог имеет возможность в полной мере реализовать системно-деятельностный подход и последовательно развивать все компоненты читательской деятельности: эмоционально‑психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и компонент самосовершенствования.

Содержание УМК в полной мере соответствует образовательным потребностям и интересам обучающихся 1–4 классов общеобразовательной школы России. Выбор тем и их последовательность направлены на формирование уже в начальных классах системных знаний о месте РФ в мире, её исторической роли, о культурном вкладе в мировое наследие. Вместе с тем содержание учебников формирует представление не только о славном прошлом России, но и о её современности – о «России, устремлённой в будущее». Вдохновляющий характер выбранных текстов, вариативность предложенных методик обучения способствуют расширению возможностей индивидуального развития обучающихся, формированию позитивной этнической и гражданской идентичности, готовности обучающихся к выполнению гражданских обязанностей и ответственности за них.

Доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО
Свердловской области «Институт развития образования», кандидат педагогических наук
Наталья Леонидовна Смирнова

Подробнее ознакомиться с линией учебников по литературному чтению на родном (русском) языке для начальной школы, а также с другими продуктами издательства «Русское слово» можно на официальном сайте и в интернет-магазине.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: