Учебники по литературному чтению на родном (русском) языке Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой открывают широкие возможности не только для обучения, но и для воспитания детей. Что в них заслуживает особого внимания? Какие главные темы затрагивают учебники и какие задачи помогают решить учителю? Об этом «Русскому слову» написала доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», кандидат педагогических наук Наталья Смирнова.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу курса и линию учебников «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1–4 классов
Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой
Анализ программы и учебников позволяет сделать выводы о соответствии их содержания заявленным во ФГОС НОО концептуальным положениям. Необходимо отметить специфику структурирования авторами учебного материала, которое позволяет учителю вместе с младшими школьниками приглядеться к миру вокруг и заглянуть внутрь своей души («Невидимый мир внутри тебя»).
Особого внимания заслуживает раздел в учебниках для каждого класса, посвящённый школьной жизни. Предложенные тексты Л. Толстого, Е. Пермяка, Б. Заходера, В. Драгунского и таких современных авторов, как Е. Клюев, А. Усачёв, Н. Дружинина, М. Тараненко, Ю. Лавряшина, способствуют формированию положительного отношения к школе, преодолению сложившихся в обществе негативных стереотипов, возрождению понятия «школьная дружба».
Изучение школьниками предложенных в программе текстов позволяет понять ключевые для русского национального сознания культурные коды и нравственные смыслы в различных произведениях: о подвигах богатырей и исторических персонажей, о наших предках, защищавших родную землю или принёсших ей научную славу, о повседневном труде и традиционных календарных праздниках...
Не случайно раздел о Родине называется «Где нам посчастливилось родиться…». Авторы УМК деликатно, без лишнего пафоса, через чтение и обсуждение произведений И. Бунина, А. Пушкина, В. Гиляровского, К. Симонова, А. Твардовского, С. Есенина и авторов современной литературы В. Степанова, И. Пивоваровой формируют у обучающихся сердечное отношение к родной земле, к её раздолью, чудесной красоте и непростой истории.
Большое внимание в УМК уделено произведениям о Великой Отечественной войне. Через систему заданий обучающиеся уже в начальной школе знакомятся с историческими фактами, запоминают тексты, которые являются одной из скреп, указывающих на принадлежность человека к общности граждан РФ: «Идёт война народная, священная война!», «Отечество в опасности» и др. Предложенные тексты авторов новейшей современной литературы («Детский дом "Лёка"» Т. Кудрявцевой, «Валин дедушка» Е. Каликинской, «Героическая азбука» В. Бахревского о детях – героях ВОВ) отсылают к коллективной памяти народов России, формируют эмоциональную сферу детей через сопереживание героям художественных произведений.
Аппарат учебника позволяет педагогу дифференцировать задания с учётом возможности усвоения материала учащимися разного возраста и разного уровня подготовки. Задания для работы в группе формируют умение учитывать позицию собеседника и обосновывать свою позицию. Уникальными являются задания на диалог культур: о семейных традициях различных народов, о пословицах разных народов, о многообразии языков и культур (например, ученики 2 класса знакомятся с народным поэтом Дагестана Р. Гамзатовым и узнают, что он писал на аварском и русском языках). Постижение русской национальной картины мира сопровождается знакомством с этнокультурными особенностями населения Российской Федерации через чтение текстов, рассматривание рисунков. Учебники богато иллюстрированы, уже их обложка способствует знакомству с ключевыми для русской культуры именами – И. Крылов, С. Михалков, С. Есенин.
Ряд заданий предполагает обращение к электронным материалам, а это значит, что уже в начальной школе идёт обучение работе с информацией, представленной как в традиционном, так и в цифровом формате. Каждый раздел завершается рекомендациями по самостоятельному чтению. Находкой авторов УМК можно считать размещение в учебниках обложек книг, которые рекомендованы к прочтению. Привлекательность обложки повышает мотивацию школьников к чтению, а раздел «Творческая мастерская» обеспечивает трансформацию читательской деятельности обучающихся, которая становится звеном иной деятельности – практической (рисование, лепка) или знаково-символической (театрализация).
Констатирующий и предвосхищающий виды контроля в учебниках представлены имплицитно: через актуализацию необходимой для понимания произведения фактической информации, осмысление читательского ожидания и предположений о развитии событий. Система вопросов и заданий позволяет учителю моделировать на уроке и в пространстве домашней работы, внеклассной работы полный цикл читательской деятельности: от читательских ожиданий и первых впечатлений к формированию нового отношения к тексту. Работая по анализируемому УМК, педагог имеет возможность в полной мере реализовать системно-деятельностный подход и последовательно развивать все компоненты читательской деятельности: эмоционально‑психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и компонент самосовершенствования.
Содержание УМК в полной мере соответствует образовательным потребностям и интересам обучающихся 1–4 классов общеобразовательной школы России. Выбор тем и их последовательность направлены на формирование уже в начальных классах системных знаний о месте РФ в мире, её исторической роли, о культурном вкладе в мировое наследие. Вместе с тем содержание учебников формирует представление не только о славном прошлом России, но и о её современности – о «России, устремлённой в будущее». Вдохновляющий характер выбранных текстов, вариативность предложенных методик обучения способствуют расширению возможностей индивидуального развития обучающихся, формированию позитивной этнической и гражданской идентичности, готовности обучающихся к выполнению гражданских обязанностей и ответственности за них.
Доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО
Свердловской области «Институт развития образования», кандидат педагогических наук
Наталья Леонидовна Смирнова
Подробнее ознакомиться с линией учебников по литературному чтению на родном (русском) языке для начальной школы, а также с другими продуктами издательства «Русское слово» можно на официальном сайте и в интернет-магазине.