Грамотность без PISA. Как научить школьников использовать знания на практике?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Грамотность без PISA. Как научить школьников использовать знания на практике? 31.03.2022

Грамотность без PISA. Как научить школьников использовать знания на практике?

Российские школьники не примут участия в международной оценке качества образования PISA, которая состоится в апреле 2022 года. Это исследование проводится среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественно-научная грамотность, а также грамотность чтения. Как сообщает Рособрнадзор, исследования TALIS и PIAAC (оценивающие уровень подготовки учителей и компетенции взрослого населения соответственно) также не будут проведены в России в этом году. «Российская система школьного образования является самодостаточной и может функционировать и развиваться без участия в сравнительных международных исследованиях», – приводит заявление ведомства издание «Коммерсантъ».

В Рособрнадзоре при этом планируют осенью провести общероссийскую оценку по модели PISA. «В последние годы в России были предприняты серьёзные шаги по развитию функциональной грамотности у школьников. Этому сейчас уделяется большое внимание в практике преподавания всех предметов... И мы уже видим результат при проведении ежегодных оценок качества образования в России по модели PISA», – цитирует руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева РИА «Новости».

Формирование функциональной грамотности – важная задача, реализуемая во всех предметных УМК издательства «Русское слово». «На формирование функциональной грамотности у школьников мы уже давно обращаем особое внимание. И это совершенно не зависит от того, проходят ли знакомые нам международные исследования в этом направлении или нет. Ведь образование – это нечто иное, нежели подготовка детей к исследованиям, тестированиям… Формирование функциональной грамотности – долгий и трудоёмкий процесс, который занимает всё учебное (и не только) время на всех ступенях школьного образования у наших детей», – говорит Яна Аксёнова, методист издательства «Русское слово».

Русский язык

Многое в этом процессе зависит не только от самих учащихся, но и от учителя, помочь которому может правильный выбор методической и учебной литературы. Например, в учебниках по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой и учебниках по русскому родному языку Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой, И.В. Текучёвой, И.В. Шамшина издательства «Русское слово» представлены различные задания, способствующие формированию у ребят читательской грамотности. Материал даётся с учётом возрастных психологических особенностей детей, доступен и понятен.

«Говоря об образовании современных школьников, я уверена, что необходимо уделять особое внимание как развитию информационной, читательской, языковой грамотности, так и развитию умения рассуждать и критически мыслить, чему способствует работа с нашими учебниками. Образовательный процесс не должен быть нацелен исключительно на достижение хороших результатов в исследованиях. Непрерывное образование подразумевает и умение использовать знания на практике, и стремление подрастающего поколения к развитию, к саморазвитию в первую очередь! Ребята читают не ради того, чтобы прочитать, пишут сочинение не ради того, чтобы написать… Ребята работают и на уроках, и вне стен школы для того, чтобы научиться понимать современный мир… Дети – наше будущее, именно от их образования сегодня зависит, каким станет наш мир завтра», – продолжает Яна Аксёнова.

Функциональная грамотность подразумевает умение применять полученные на уроках знания в реальной жизни. Например, мы развиваем функциональную грамотность школьников на уроках иностранного языка в первую очередь для того, чтобы они могли применять знания и умения за пределами школы. «Материалы в наших учебниках по английскому, немецкому и китайскому языкам практико-ориентированы. Разнообразие текстов позволяет развивать умение работать с информацией различных видов и форм представления, коммуникативные задания направлены на развитие навыков говорения в разных ситуациях повседневной жизни, проектные задания позволяют развивать критическое и креативное мышление обучающихся», – говорит Наталья Слепова, методист издательства «Русское слово», автор пособий.

Английский язык

Внеурочная деятельность также открывает возможности для развития метапредметных умений и функциональной грамотности. УМК «Интеллектуальный конструктор: ступени к проекту» издательства «Русское слово» создан И.В. Муштавинской, И.О. Загашевым для основной школы. Комплект даёт возможность развивать у школьников широкий спектр универсальных учебных действий. «Учимся планировать свою деятельность», «Учимся оценивать свою учебную работу», «Развиваем теоретическое мышление», «Развиваем читательскую компетентность», «Учимся сообща» – эти темы, раскрытые в УМК, являются сквозными для 5–9 классов.

Все учебники и пособия издательства «Русское слово» соответствуют требованиям ФГОС. Узнать подробнее о каждом издании можно на официальном сайте. Обратите внимание на специальные предметные разделы, посвящённые русскому языку, литературе, иностранным языкам, истории, обществознанию и другим предметам. Каталог издательства также доступен в интернет-магазине.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: