Внимательно читаем ФГОС! Насколько значимо владение иноязычными фонетическими навыками, или CART OR CUT
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Внимательно читаем ФГОС! Насколько значимо владение иноязычными фонетическими навыками, или CART OR CUT? 01.06.2022

Внимательно читаем ФГОС! Насколько значимо владение иноязычными фонетическими навыками, или CART OR CUT?

Английский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных организацийАнглийский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных организаций

Если мы обратимся к истории развития отечественной методики, то увидим неимоверное количество споров, дискуссий, обсуждений, казалось бы, довольно простого вопроса: стоит или же, напротив, не стоит обучать школьников иноязычному произношению. Результатом изучения данного вопроса послужило некое забвение практики специального и целенаправленного овладения учащимися фонетическими навыками иностранного языка. На многие десятилетия задача овладения школьниками слухо-произносительными и ритмико-интонационными навыками стала «нелюбимым детищем» наших учебных программ. Пояснение названной внедрённой в широкую российскую практику политики было одно – произношение не препятствует налаживанию коммуникации. Отчасти с этим можно согласиться – да, действительно, в принципиальном плане не препятствует, но насколько ЗАТРУДНЯЕТ налаживание коммуникации, иногда разочаровывает в результатах и, как следствие, демотивирует в дальнейшем овладении иностранным языком.

Сегодня, к счастью, ситуация изменилась. Задачи изучения фонетики согласно Федеральному государственному образовательному стандарту звучат вполне конкретно: овладение фонетическими навыками, что включает в себя: 1) различать на слух изученные звуки иностранного языка; 2) адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить изученные звуки иностранного языка; 3) соблюдать правильное ударение в изученных словах и фразах; 4) соблюдать особенности интонации в повествовательных и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов [ФГОС, 2021].

Английский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных организацийАнглийский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных организацийТаким образом, перед учителями поставлены серьёзные задачи, которые могут быть решены через применение новых стратегий методического характера: сформировать у школьников представление о звучащем слове как основной единице устной речи, системе фонетических понятий; познакомить с основными произносительными нормами, ввести их в речевую практику; сформировать на основе фонетических знаний отдельные фонетические языковые и речевые навыки, обеспечить становление умения осуществлять звуковой анализ.

На что это нас всех нацеливает? Совершенно очевидно, что с самых первых шагов школьников необходимо ознакомить с изучаемым языком как со средством устного общения, характеризующегося особой произносительной стороной, отличной от родного языка. Следует помнить, что формирование произносительных навыков будет осуществляться не быстро и потребует регулярных усилий и пристального, практически «ежеурочного» внимания педагога. Но главное – наш педагог будет к этому готов, так как его деятельность будет поддержана и обеспечена богатым творчески разработанным и системно-представленным методическим материалом, которым наполнен весь УМК.

В этом плане следует особо подчеркнуть, что УМК издательства «Русское слово» на сегодняшний день является единственным учебно-методическим комплексом, в котором представлен вводно-фонетический курс. Этот курс являет собой особую, грамотно выстроенную последовательность игровых заданий и упражнений, преемственно развёрнутых в первые три года изучения английского языка.

Книга для учителя к учебнику Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Ж. Перретт «Английский язык» для 2 класса общеобразовательных организаций.Кроме увлекательных заданий и упражнений, курс включает множество фонетических мини-тренингов и задорных скороговорок. Отличительной особенностью курса являются фонетические чанты. Эти чанты характеризуются особым ритмом, битом и темпом, что позволяет из них быстро делать речёвки, песенки или потешки.

Примечательно то, что материал чантов подобран таким образом, чтобы сконцентрировать внимание не только на произношении звуков в изоляции и звуков в словах, но и на позиционных трудностях произношения.

Очень важно отметить ещё и следующее – значимой особенностью данного вводно-фонетического курса является наличие в нём сопоставительных упражнений на тренировку звуков, произношение которых обычно вызывает затруднения у младших школьников.

Не следует забывать, что системная работа по формированию произносительных навыков только начинается в рамках фонетического курса, а далее она должна продолжаться, предполагая развитие и совершенствование данных навыков в течение всего курса обучения английскому языку. Поэтому в основной курс изучения языка введена обязательная фонетическая зарядка, в которой отрабатываются ключевые для изучаемого урока фонетические явления.

Основная часть занятия – история в картинках. Посредством истории вводится новый лексический и грамматический материал и обязательно тренируется произносительная сторона речи. Дети с радостью включаются в работу, процесс освоения английской фонетики становится интересным и увлекательным, а формируемые навыки – устойчивыми и прочными.

Юлия Комарова,
доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО,
советник ректора РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург),

автор УМК по английскому языку издательства «Русское слово»

Подробнее об УМК по английскому языку для начальной, основной и средней школы издательства «Русское слово» можно узнать на официальном сайте в специальном предметном разделе, посвящённом иностранным языкам. Также в этом разделе представлена информация об учебниках по немецкому и китайскому языкам для основной и средней школы.

Английский язык. 2-11 классы


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: