Если мы обратимся к истории развития отечественной методики, то увидим неимоверное количество споров, дискуссий, обсуждений, казалось бы, довольно простого вопроса: стоит или же, напротив, не стоит обучать школьников иноязычному произношению. Результатом изучения данного вопроса послужило некое забвение практики специального и целенаправленного овладения учащимися фонетическими навыками иностранного языка. На многие десятилетия задача овладения школьниками слухо-произносительными и ритмико-интонационными навыками стала «нелюбимым детищем» наших учебных программ. Пояснение названной внедрённой в широкую российскую практику политики было одно – произношение не препятствует налаживанию коммуникации. Отчасти с этим можно согласиться – да, действительно, в принципиальном плане не препятствует, но насколько ЗАТРУДНЯЕТ налаживание коммуникации, иногда разочаровывает в результатах и, как следствие, демотивирует в дальнейшем овладении иностранным языком.
Сегодня, к счастью, ситуация изменилась. Задачи изучения фонетики согласно Федеральному государственному образовательному стандарту звучат вполне конкретно: овладение фонетическими навыками, что включает в себя: 1) различать на слух изученные звуки иностранного языка; 2) адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить изученные звуки иностранного языка; 3) соблюдать правильное ударение в изученных словах и фразах; 4) соблюдать особенности интонации в повествовательных и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов [ФГОС, 2021].
Таким образом, перед учителями поставлены серьёзные задачи, которые могут быть решены через применение новых стратегий методического характера: сформировать у школьников представление о звучащем слове как основной единице устной речи, системе фонетических понятий; познакомить с основными произносительными нормами, ввести их в речевую практику; сформировать на основе фонетических знаний отдельные фонетические языковые и речевые навыки, обеспечить становление умения осуществлять звуковой анализ.
На что это нас всех нацеливает? Совершенно очевидно, что с самых первых шагов школьников необходимо ознакомить с изучаемым языком как со средством устного общения, характеризующегося особой произносительной стороной, отличной от родного языка. Следует помнить, что формирование произносительных навыков будет осуществляться не быстро и потребует регулярных усилий и пристального, практически «ежеурочного» внимания педагога. Но главное – наш педагог будет к этому готов, так как его деятельность будет поддержана и обеспечена богатым творчески разработанным и системно-представленным методическим материалом, которым наполнен весь УМК.
В этом плане следует особо подчеркнуть, что УМК издательства «Русское слово» на сегодняшний день является единственным учебно-методическим комплексом, в котором представлен вводно-фонетический курс. Этот курс являет собой особую, грамотно выстроенную последовательность игровых заданий и упражнений, преемственно развёрнутых в первые три года изучения английского языка.
Кроме увлекательных заданий и упражнений, курс включает множество фонетических мини-тренингов и задорных скороговорок. Отличительной особенностью курса являются фонетические чанты. Эти чанты характеризуются особым ритмом, битом и темпом, что позволяет из них быстро делать речёвки, песенки или потешки.
Примечательно то, что материал чантов подобран таким образом, чтобы сконцентрировать внимание не только на произношении звуков в изоляции и звуков в словах, но и на позиционных трудностях произношения.
Очень важно отметить ещё и следующее – значимой особенностью данного вводно-фонетического курса является наличие в нём сопоставительных упражнений на тренировку звуков, произношение которых обычно вызывает затруднения у младших школьников.
Не следует забывать, что системная работа по формированию произносительных навыков только начинается в рамках фонетического курса, а далее она должна продолжаться, предполагая развитие и совершенствование данных навыков в течение всего курса обучения английскому языку. Поэтому в основной курс изучения языка введена обязательная фонетическая зарядка, в которой отрабатываются ключевые для изучаемого урока фонетические явления.
Основная часть занятия – история в картинках. Посредством истории вводится новый лексический и грамматический материал и обязательно тренируется произносительная сторона речи. Дети с радостью включаются в работу, процесс освоения английской фонетики становится интересным и увлекательным, а формируемые навыки – устойчивыми и прочными.
Юлия Комарова,
доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО,
советник ректора РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург),
автор УМК по английскому языку издательства «Русское слово»
Подробнее об УМК по английскому языку для начальной, основной и средней школы издательства «Русское слово» можно узнать на официальном сайте в специальном предметном разделе, посвящённом иностранным языкам. Также в этом разделе представлена информация об учебниках по немецкому и китайскому языкам для основной и средней школы.