Наш выбор – «Русское слово». Можно ли использовать ИОС «Начальная инновационная школа» при реализации проекта «Эффективная начальная школа»?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Наш выбор – «Русское слово». Можно ли использовать ИОС «Начальная инновационная школа» при реализации проекта «Эффективная начальная школа»? 03.06.2022

Наш выбор – «Русское слово». Можно ли использовать ИОС «Начальная инновационная школа» при реализации проекта «Эффективная начальная школа»?

Начальная инновационная школа

Обучение младших школьников – кропотливый процесс, который закладывает базовый уровень для дальнейшего обучения человека на протяжении всей жизни. ФГОС НОО постоянно совершенствуется и ставит перед образовательным учреждением новые задачи. К портрету выпускника начальной школы добавляются характеристики человека, идущего в ногу со временем, умеющего пользоваться полученными знаниями не только в тетрадях, но и в жизни. И, конечно, от того, какие средства использует школа для выполнения поставленных задач, зависит результат. Мы говорим не только о материально-техническом обеспечении, ИКТ и т.д. Несомненно, всё это важно и необходимо. Мы предлагаем по-новому посмотреть на основу нашего обучения – используемый учебно-методический комплект. Возможно, он уже «отстает» от новых требований ФГОС и на учителя ложится непосильная задача дополнять каждый урок, подбирая материал и демонстрируя его учащимся? А зачем изобретать велосипед, который уже давно изобрели?

В данной статье мы рассмотрим ИОС «Начальная инновационная школа» от издательства «Русское слово». Наша школа начала работать по ней в 2021 году. Так сложилось, что на базе нашего учебного заведения осуществлялся экспериментальный проект «Эффективная начальная школа». Перед администрацией школы стояла задача подготовить рабочую программу для класса, срок обучения которого в начальном звене составит 3 года. Стало понятно, что традиционная программа (в нашем регионе – «Школа России») не обладает потенциалом развивающего обучения для детей, которых путём специального тестирования (психологического и педагогического) набирали в «эффективный» класс.

Остановился наш выбор на ИОС «Начальная инновационная школа». Конечно, сначала программа была изучена, но практика есть практика. И результаты мы видим только сейчас, спустя год, и можно подвести некоторые итоги и поделиться впечатлениями.

Начнём с оформления учебников системы «Начальная инновационная школа» и расположения предметного материала. Как только учебники попадают в руки – их сразу хочется полистать, посмотреть. А это принцип наглядности, который играет немаловажную роль в обучении младших школьников. Ведь самая главная задача педагога – связать повседневную жизнь со школой, показать, как полученные знания можно применять на практике.

Например, учебник математики Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой с первых страниц 1 класса и далее предлагает учащимся не просто считать, решать и т.д., а приглашает в особый детский мир, которому соответствуют задания и задачи. Каждый урок (ещё один большой плюс программы – в учебниках сформированы уроки, а не просто названия тем, каждый урок пронумерован и выделен) посвящён какой-то теме, не связанной с математикой! В основе урока может лежать литературное произведение, мультфильм (среди которых современные, близкие нынешним детям) или просто какой-то интересный сюжет.

Математика. 1-4 классы

Так, на 12 уроке математики во 2 классе ребята посчитают, сколько жемчужин выловил из моря Муми-тролль, сколько литров лимонада получил Снифф, вылив в волшебную шляпу 9 литров морской воды, и какого цвета будет восьмая ракушка на клумбе Муми-мамы. Весь материал сопровождается яркими, красочными, качественными иллюстрациями. Здесь мы видим и межпредметные связи, которые выстраиваются на каждом уроке.

А какой богатый словарный запас получают ребята, учась по данной программе! Вот текст задачи для 1 класса: «Посетителей парка катают на санях, запряжённых тройками лошадей. Первые сани запряжены тройкой гнедых лошадей, вторые – тройкой вороных, а третьи – тройкой серых в яблоках лошадей. Сколько всего лошадей катают посетителей парка?». Какой большой потенциал у одной задачи: здесь и пропедевтика умножения/деления – считаем тройками, и возможность обсудить масть коней, и поговорить о домашних животных на службе человека. И это только одна задача! Или, например, наглядное объяснение темы «Вычитание суммы из числа» во 2 классе: на картинке автобусная остановка, из автобуса выходят три человека, а следом ещё два. На следующей картинке автобус делает две остановки, на первой выходят те же три человека, а на второй ещё двое. Соответственно, учащиеся делают вывод, что можно вычесть одно слагаемое из суммы, а затем из полученной разности вычесть другое слагаемое. Конечно, любая программа знакомит с данным математическим законом, но на этом примере мы видим связь с повседневной жизнью, ребятам легко представить и даже разыграть данную ситуацию.

О разнообразии, красочности и богатстве материала учебников можно говорить долго и много. «Винни-Пух навестил ослика Иа и вернулся домой. Найди длину пути, который он прошёл». Ниже рисунок: от дома до мостика 20 метров, мостик 10 метров, от мостика до дома Иа ещё 10 метров. Ребята с удовольствием считают путь туда и обратно.

Подготовка материала к урокам сведена к минимуму. Учителю не нужно ничего дополнительно искать, распечатывать или транслировать на экран – всё есть в учебнике!

Привлекает развивающий потенциал учебников «Начальная инновационная школа». Каждая тема обязательно включает нетрадиционные задания. Это не просто задания повышенной сложности, которые недоступны ученику базового уровня. Это задания, которые заинтересуют и заставят поразмышлять, подумать, провести опыт, эксперимент. Скажем, положа руку на сердце, что это любимые задания ребят! Нельзя не отметить прекрасную методику обучения решению круговых примеров, которые ученики часто не понимают до 4 класса…

И так мы можем рассказывать про каждый предмет. На уроках русского языка, уже в период обучения грамоте, ребята научились решать ребусы, которые не каждый взрослый сразу разгадает. Прописи не содержат ничего лишнего, имеют пропедевтический уклон: части слова, части речи и др. В каждом разделе учебников «Литературное чтение» предлагается материал для семейного чтения – это становится традицией, объединяющей детей и взрослых. В написании фамилии и имени каждого автора произведений вы увидите обозначенное ударение – и у нас больше нет проблемы с неправильным произношением сложных фамилий. Если в учебниках по русскому языку, окружающему миру или изобразительному искусству представлены репродукции картин – то они качественные, яркие. Например, на репродукции картины «Грачи прилетели» видна игра света, понятно, что изображено на втором плане. Кажется, говорим очевидные вещи, так должно быть. Но, увы, мы неоднократно при работе с другими учебниками сталкиваемся с некачественными иллюстрациями, с ошибками в формулировках правил русского языка…

Русский язык. 1-4 классы

В течение учебного года состоялся семинар для педагогов, участникам которого на практике показали, что к изучению йотированных гласных учащиеся при обучении по традиционной программе просто не готовы, т.к. предварительно не даётся согласный звук [й`]. А по программе «Начальная инновационная школа» ребята изучили уже большинство гласных и согласных звуков, познакомились со звуком [й`] и успешно перешли к изучению группы йотированных гласных.

Подчеркнем, что издательством «Русское слово» уже разработаны прекрасные учебники и по недавно введённым предметам: родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке. Их материал не дублирует программу основных предметов. А также есть учебники по изобразительному искусству, музыке, физической культуре. В программе грамотно структурирован и выстроен материал по предмету «Окружающий мир».

Литературное чтение на родном русском языке. 1-4 классы

Для себя мы открыли мультимедийные приложения к учебникам, размещённые на сайте издательства «Русское слово». В них можно найти все необходимые музыкальные произведения, виртуальные экскурсии в театры и музеи, программу для смешивания цветов на уроках изобразительного искусства и многое другое! Современным требованиям отвечают и электронные формы учебников (ЭФУ), в которых предусмотрены задания для интерактивного выполнения.

ИОС «Начальная инновационная школа» – это, без преувеличения, находка для любого учителя и кладезь знаний для учеников. В нашей школе программа успешно прошла апробацию, продемонстрировала соответствие ФГОС и готовится к внедрению во всех классах НОО.

Педагогический коллектив и администрация школы выражают благодарность авторам учебников и разработчикам программы!

Ирина Миненко,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ «Гимназия №133 г. Уссурийска»

Юлия Даценко,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №133 г. Уссурийска»

Подробная информация об учебниках, входящих в состав ИОС «Начальная инновационная школа», размещена на официальном сайте издательства «Русское слово» в специальном разделе, посвящённом начальной школе.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: