Цифровой учебник и реальная школа: как наладить взаимодействие?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

13.09.2018

Цифровой учебник и реальная школа: как наладить взаимодействие?


На Московской международной книжной выставке-ярмарке состоялась конференция «Роль электронных книг и технологий в цифровом развитии России». Мероприятие было посвящено оценке состояния рынка электронных книг и других типов изданий для образования. Издательство «Русское слово» на конференции представил директор по развитию образовательных информационных технологий Дмитрий Дачевский. Тезисы выступления читайте в материале.

Попытки внедрить цифровые технологии в школу, совершить «цифровой переход», начались далеко не вчера, но сегодня можно утверждать, что всё это время технология развивалась отдельно от школы. Даже если в школе используются электронные образовательные ресурсы, они применяются исключительно в рамках существующей педагогической модели, что не даёт практически никакого прироста качества образования и вызывает разочарование у пользователей.

Электронные ресурсы действительно способны изменить школу, сохранив в ней всё лучшее, и при этом повысить качество образования. Речь не идёт о ликвидации традиционной школы, мы говорим именно о повышении эффективности, прежде всего за счёт повышения КПД труда педагога. Ведь высоконравственную, высокоинтеллектуальную личность по-прежнему невозможно сформировать без участия учителя. Компьютер со всем его содержимым – лишь инструмент.

Давайте зададимся вопросом: зачем нужен учебник? Если представить цели образования, сформулированные в середине прошлого века Бенджамином Блумом, в виде пирамиды (знание→понимание→применение→анализ→синтез→оценка), то становится видно, что традиционно учитель ведёт ученика от основания пирамиды к её вершине, на каждом этапе расходуя своё время. Учебник при этом не является частью системы учитель-ученик. Он не более чем инструмент учителя. Переведя учебник в цифровую форму, мы сделали этот инструмент более эффективным.

За счёт входящих в состав электронного учебника материалов, особенно интерактивных, учащиеся могут получать знания, контролировать их понимание, вырабатывать навык применения для решения различных задач. Таким образом, для достижения образовательных целей нижних уровней может с успехом использоваться компьютер, в то время как учитель может посвятить освободившееся время тому, чтобы научить своих подопечных анализу, синтезу и оцениванию, что является основой критического мышления.

    
Давайте же разрешим детям учиться самостоятельно! Результат может быть даже лучше, чем в традиционной классно-урочной системе, дети будут заниматься в комфортной обстановке и темпе. При этом научатся самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, которую затем обсудят в классе с учителем. Такая схема получила название «перевёрнутый класс».

Для того чтобы учитель так же, в удобном месте и в удобное время, мог управлять учебным процессом, издательство «Русское слово» разработало электронную образовательную среду[1], сочетающую элементы обучающего сервиса и системы управления учебным процессом. В процессе разработки мы старались отталкиваться от потребностей учителя, т.е. выявляли стоящую перед ним проблему и предлагали решение. В результате при использовании ЭОС «Русское слово» учитель получает возможность составлять и редактировать расписание уроков, назначать классу задания из учебника или созданных самостоятельно, следить за результатом выполнения и в случае необходимости корректировать образовательные траектории отдельных учащихся.

Так учитель получает пространство для манёвра. Он может решать, насколько далеко отпустить детей в «автономное плавание» в поисках и усвоении информации и соответственно насколько высоко за счёт освободившегося времени поднять уровень подготовки класса или отдельных учеников над пресловутым «средним уровнем», за который любят критиковать прусскую систему образования. Возвращаясь к таксономии Блума, надо помнить, что вершиной педагогического процесса является развитие навыков оценки, т.е. по сути, критического мышления у учащихся. И здесь особенно важна роль учителя, так как жизненного опыта самих школьников для достижения этой цели явно недостаточно.

Важно творчески подходить и к выбору педагогических технологий. В условиях цифровой среды их много: это и упомянутый «перевёрнутый класс», и групповая работа, и проектная деятельность… При этом в цифровую среду может легко вписаться и традиционная книга. Так «Русское слово» формирует вокруг них дополненную реальность, постепенно размывая грани между печатной и электронной формами.

Как же подружить эти технологии с реальной школой? Что тормозит цифровой переход?

Во-первых, это, конечно, реакция со стороны самих учителей, т.е. проблема менталитета. Учителя часто воспринимают использование цифровых технологий как дополнительную нагрузку, от которой нужно любым способом уходить.

Во-вторых, это несовершенство законодательства. С одной стороны, у нас существует колоссальная путаница со статьями бюджета, по которым школа может приобретать и использовать электронные ресурсы. С другой – благодаря принятым в последнее время охранительным законам в школе создались условия, в которых проще вообще запретить детям выход в Интернет, чем пытаться соблюсти все регламенты.

Остаётся ещё вопрос инфраструктуры. Принято считать, что все школы подключены к Интернету. Но фактически это означает, что к школе подведён оптоволоконный кабель, а развёртыванием компьютерной сети внутри образовательной организации зачастую никто не занимается.

Наконец, есть выбор школой образовательных решений. Но это не является проблемой, так как существующие сегодня на рынке предложения следует воспринимать не как конкурирующие, а как дополняющие. Каждый из разработчиков в попытке создать лучшее решение для образования идёт своим путём, и отказ от использования всего спектра программных продуктов в пользу одного существенно снижает диапазон педагогических возможностей. А единое, навязанное сверху, техническое решение вовсе остановит развитие образовательных технологий. Поэтому не нужно выбирать, нужно комбинировать!

Вероятно, усилия и профессионального сообщества, и государства должны быть направлены не только на создание новых образовательных продуктов, но и на решение этих проблем. Необходимо помочь учителям почувствовать себя не рабами сложившейся системы, а свободными творческими людьми, в прямом смысле слова формирующими облик нового поколения, и таким образом подтолкнуть их к использованию новых инструментов, которые мы создаём.


[1] Электронная образовательная среда «Русское слово» (далее — ЭОС) — это комплекс цифровых образовательных ресурсов и коммуникационных решений для всех участников образовательного процесса, обеспечивающий деятельность образовательной организации на современном уровне в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 





Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: