Пока не похоронен последний солдат… Что представляет собой труд поисковика?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Пока не похоронен последний солдат… Что представляет собой труд поисковика? 09.05.2023

Пока не похоронен последний солдат… Что представляет собой труд поисковика?

Владимир Гусев, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Международного юридического института, преподаватель Звенигородского корпуса Одинцовского филиала МЮИПочти восемь десятилетий отделяют нас от 9 мая 1945 г. – дня, когда для миллионов советских людей прозвучало долгожданное слово «Победа!». Завершилась Великая Отечественная война, пали сковывающие Европу цепи нацизма, пришёл выстраданный за долгие четыре года мир. Впереди была новая жизнь – жизнь, которую поколение наших дедов и прадедов отстояло в боях, сохранило самоотверженным трудом, верой, надеждой и любовью матерей, жён, сестёр, детей.

Проходит время. Совсем мало осталось тех, кто шёл дорогами войны к тому победному маю. Но жива наша память. Всё так же замирает сердце при взгляде на фотографии фронтовиков, а глаза наполняются слезами благодарности тем, кто жертвовал собой ради других – своих современников и потомков.

О том, что значит память о Великой Отечественной войне и как сохранить её для будущих поколений, мы беседуем с Владимиром Гусевым, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Международного юридического института, преподавателем Звенигородского корпуса Одинцовского филиала МЮИ.

Владимир Евгеньевич, расскажите о том, как Вы стали поисковиком.

До своей первой поисковой экспедиции я, конечно, интересовался работой поисковиков и восхищался теми, кто посвятил себя этому делу, но в моих глазах это был отдельный мир, как, скажем, артисты или космонавты. Я совсем не представлял себя на этой стезе. Студенческая аудитория, библиотека, отдельные памятники истории и культуры были основными площадками моей деятельности.

Несколько лет назад на историческом семинаре, после образовательной программы, уже в неформальной обстановке я разговорился со своим коллегой Андреем Диваком, который являлся к тому же и инструктором поискового отряда «Приказ 227». Он и пригласил меня в экспедицию. Мой первый выезд в составе этого отряда был как раз на майских праздниках под город Белёв Тульской области по приглашению РОМПО «Тульский искатель». Я до сих пор помню ощущение, когда нашёл простой, казалось бы, осколок противопехотной мины. Это была встреча с войной напрямую, не через страницы книг, не через экран монитора и телевизора.

Для меня эта встреча с войной стала встречей с самим собой, когда я понял свою сопричастность к тем событиям; осознал, что должен передать окружающим и другим поколениям ту искру, которую в моем сердце высекли эти простые куски металла. Когда мы возвращались обратно, мой товарищ поставил в автомагнитоле песню, в которой звучат слова: «Опасна поисковая тропа, но мне с неё уже не воротиться…». Это было уже про меня.

Владимир Гусев, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Международного юридического института, преподаватель Звенигородского корпуса Одинцовского филиала МЮИЧто представляет собой труд поисковика? К чему должны быть готовы те, кто собирается участвовать в поисковом движении?

Главная цель поисковика, которая отличает его от так называемых «чёрных копателей», – найти останки бойцов Красной Армии и, в случае удачи, с помощью смертного медальона, номерных наград, именных личных вещей установить личность солдата, найти и оповестить его родственников о находке, затем с их согласия и по решению местных властей с воинскими почестями, в торжественной обстановке предать останки земле. Это программа-максимум, поэтому утверждение «война не закончена, пока не похоронен последний солдат» для нас святая истина, а не пафосное выражение.

Бывает, что те, кто собирается участвовать в поисковом движении, смещают акцент деятельности на артефакты, военные находки. Это интересно, но, повторюсь, не главное. Другие же, напротив, горят благородным желанием как можно скорее «поднять» (как говорят поисковики) бойца, но это бывает не всегда. Этому способствует кропотливая архивная работа, работа с местными жителями, которые слышали о неучтённых воинских захоронениях в этой местности, или знают, что в годы войны в этом месте были погибшие и их хоронили в окопах и воронках.

Начинается поисковая работа с изучения архивных материалов: документов, карт, боевых донесений и последующего разведывательного выхода отдельных членов отряда. При удачной разведке планируется и организуется поисковая экспедиция. При установлении личности поднятого бойца на месте поиска опять следует работа в архиве по выявлению подробностей о нём и его подразделении. Таким образом, работа поисковика круглогодичная и не ограничивается лишь выездами.

Одно из основных качеств поисковика – терпение. Ведь тут и спартанская походная среда, и нелёгкая физическая работа в различных метеоусловиях. После удачного дня возможно затишье, и наоборот, после безрезультатных поисков в последний день можно «зацепить» следы жестокого боя, блиндаж и останки бойца. Основные инструменты поисковика – это лопата, металлоискатель, щуп. Поисковик должен уметь работать с картами, ориентироваться в технике геолокации на местности. Опытные поисковики одним взглядом по ландшафту могут определить следы воронок, окопа, блиндажа.

Можно сказать, что фронт работы поисковика гораздо шире, чем просто «искать–копать–находить». Иногда начинающие поисковики, выросшие в современной информационной среде, стремятся тут же выложить фотографии находок, порой шокирующего содержания, в социальные сети или переслать по мессенджерам. Поэтому в начале выхода приходится затрагивать и разъяснять этическую сторону поисковых работ.

Дисциплина в поисковом отряде также является важным условием, учитывая, что в процессе поиска могут быть найдены и неразорвавшиеся боеприпасы, взрывоопасные предметы. Поисковик должен знать правила безопасности при их обнаружении.

Самая страшная ошибка торопящегося неопытного поисковика – это вскрыть найденный медальон на месте. При попадании в него воздуха, под воздействием света, процесс разложения бумаги ускоряется, и красноармеец «погибает второй раз», уже в памяти народа, когда возможность восстановить его данные упущена навсегда.

А главным качеством поисковика, несомненно, является патриотизм. Это даёт и терпение, и силы преодолевать нелегкие условия. Если ты не патриот, то поисковая работа для тебя не имеет смысла.

Владимир Гусев, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Международного юридического института, преподаватель Звенигородского корпуса Одинцовского филиала МЮИКуда поступает информация о найденных бойцах? Как ищут родственников?

«Поднятие» бойца тщательно документируется. Прежде всего составляется протокол раскопа, а сами раскопки ведутся археологическим способом. В протоколе раскопа содержатся подробная информация об останках и найденных с ними предметах, координаты места, где они найдены. Далее ведется кропотливая работа по ОБД «Мемориал», на сайте «Память народа», при необходимости в Центральном архиве министерства обороны (ЦАМО), где устанавливаются сведения о бойце: воинская часть, где проходил службу; когда пропал без вести, место призыва, его боевой путь. Уточняются также сведения о бойцах, пропавших без вести в это время и в этом месте. Последнее немаловажно, так как при обнаружении останков нескольких бойцов, если идентифицировать одного, через архивные списки можно установить и имена лежащих рядом.

При установлении личности бойца поисковики связываются с военкоматом соответствующего региона: где человек жил и призывался. К сожалению, всё сложнее найти родственников. Люди переезжают, род может прерваться. К тому же время истончает и иногда рвет нить памяти поколений. Я помню, как поисковой отряд созванивался с сыном найденного бойца, который сообщил, что не сможет приехать на захоронение своего отца из-за преклонного возраста, но был взволнован настолько, что его родственникам пришлось оказывать ему медицинскую помощь. Бывает и обратная реакция потомков: «Мы не помним, делайте с останками что хотите, на ваше усмотрение».

Что Вам больше всего запомнилось из опыта походов?

«Медальон!!!»крик Владимира Олейника, руководителя Поискового отряда «Вымпел» (Власиха). Это произошло в мае прошлого года, когда простой ученик гимназии Артём Фадеев принес и протянул ему на ладони маленькую эбонитовую капсулу. У меня мурашки побежали по коже от этой сцены. Я живу в городе Звенигороде Московской области, и боец, предположительно младший лейтенант или лейтенант РККА, был обнаружен буквально в пяти километрах от моего дома, в небольшом лесочке между деревней Палицы и домом отдыха. Чтобы увидеть войну, не надо ехать далеко, она рядом, в пяти минутах езды на автомобиле.

Какие задачи Вы считаете приоритетными в своей деятельности и в развитии российского поискового движения в целом?

Я не могу отвечать за всё Поисковое движение России – крупнейшее движение, объединяющее поисковые отряды нашей страны, но считаю, что поисковая деятельность и её принципы должны распространяться и на регионы, вошедшие в состав Российской Федерации в 2014 и 2022 годах, ведь долгое время не одному поколению, вопреки воле проживающего там населения, преподавали искажённую историю Великой Отечественной войны, а потом и вовсе отказались от этого определения. Возврат в поле исторической памяти России может и должен проходить, в том числе, и через поисковую деятельность.

В будущем очень хочу принять участие в поиске по местам боевого пути моего дедушки – Гусева Владимира Николаевича, воевавшего на Волховском фронте в составе 377 стрелковой дивизии. Очень надеюсь, что однажды эта мечта осуществится. Также я хочу продолжить работать с молодёжью, вовлекая новых участников в поисковую деятельность, и обогащать свои рассказы в студенческой аудитории новыми материалами из собственного опыта. Конечно, не всем суждено стать поисковиками, но если удастся словом зацепить тонкую струну в душе собеседника, то проделанная мною работа уже не напрасна.

Какие советы Вы можете дать тем учителям, которые начинают вести поисковую работу в образовательных организациях? Что Вы хотели бы им пожелать?

Прежде всего, определиться, с какой целью это нужно. Поисковая работа не для «галочки», отчёта или пиара. Рекомендую посмотреть материалы Поискового движения России, познакомиться с опытными поисковиками и установить контакты с поисковым отрядом в вашем регионе. Поисковики – открытые люди и с удовольствием придут в школу или иную образовательную организацию, выступят перед обучающимися, расскажут об особенностях поисковой работы. И конечно же, педагогу, собирающемуся вовлечь своих обучающихся в поисковую деятельность, необходимо занимать активную позицию, самому показывать пример, являться активным участником поиска, чтобы не быть голословным теоретиком, а действовать по принципу «делай как я». Ведь поиск не хобби, это – образ жизни.

Беседовала Татьяна Стецюра,
кандидат исторических наук,
ведущий редактор Центра историко-обществоведческих
дисциплин издательства «Русское слово».


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: