Педагогика сотрудничества, или 1 сентября вспоминаем опыт классиков воспитания
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Педагогика сотрудничества, или 1 сентября вспоминаем опыт классиков воспитания 01.09.2023

Педагогика сотрудничества, или 1 сентября вспоминаем опыт классиков воспитания

Педагогика сотрудничества, или 1 сентября вспоминаем опыт классиков воспитания«Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто помогает тебе стать самим собой».
М.А. Светлов

Существует наука о воспитании — педагогика. Но воспитывать человека — это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие, учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были одарены подлинным талантом воспитателей. В 2023 году исполняется 145 лет со дня рождения польского педагога-гуманиста и детского врача Януша Корчака (1878–1942), 135 лет со дня рождения педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко (1888–1939), 105 лет со дня рождения педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского (1918–1970).

Януш Корчак (1878–1942)«Когда я снова стану маленьким»

Книга с таким названием — «Когда я снова стану маленьким» — была издана почти сто лет назад в Варшаве. Кто же он, человек, который снова мечтал вернуться в детство? Это Януш Корчак — польский врач, педагог, автор чудесных детских книг. Его имя известно во всём мире. В своих книгах для маленьких и взрослых читателей он делился своим жизненным опытом, опытом работы с детьми. «Как любить ребёнка», «Дитя гостиной», «Король Матиуш Первый» — кто не знает этих названий!..

Творчество Корчака тесно связано с жизнью довоенной Варшавы. Большой многонациональный город с фабриками, широкими площадями, музеями, рабочими кварталами был хорошо знаком педагогу. И главными гражданами своего родного города, да и всего мира, он считал детей. Именно для них он организовал летние оздоровительные колонии (сейчас бы их назвали летними оздоровительными лагерями) и писал занимательные рассказы, повести и сказки. «Когда я снова стану маленьким» — книга о человеке, снова ставшем ребёнком. Но жизнь детей так же непроста, как жизнь взрослых. И писатель Корчак честно рассказывал юным читателям о любви, о смерти, о том, как непросто дружить и любить и как нужно учиться этому...

Януш Корчак (1878–1942)Польша была оккупирована гитлеровскими войсками. В это время Корчак работал в Варшаве в приюте для еврейских детей-сирот. Одним из зверских преступлений фашизма была программа массового уничтожения евреев — граждан оккупированных гитлеровцами стран. В Варшаве фашисты устроили гетто — специальный изолированный район, куда переселили еврейских граждан. Многие друзья-поляки предлагали Корчаку спрятать его, помочь ему бежать. Но он отказался, он не мог бросить беззащитных детей. Еврей по национальности, Корчак вместе с воспитанниками и сотрудниками приюта был переселён в гетто. Участь детей в гетто была ужасна, они умирали от непосильного труда и голода. Корчак и его сотрудники самоотверженно стремились организовать помощь детям, наладить питание и учёбу. Уходили из Варшавского гетто вагоны, наполненные женщинами и детьми, в концентрационные лагеря, где беззащитных людей ждала страшная смерть в газовых камерах. Настал день отъезда из Варшавы и для приюта, руководимого Корчаком. Сохранились свидетельства очевидцев, они рассказывали о том, как сотрудники и воспитанники приюта шли к вагону. Они шли спокойно, осенённые зелёным знаменем, ведь зелёный цвет — цвет жизни. Это был и вызов, и живой укор убийцам невинных людей... Автор книги «Когда я снова стану маленьким» погиб вместе со своими воспитанниками, но и сегодня, раскрывая страницы его прекрасных книг, мы попадаем в страну детства, страну граждан будущего. И мы учимся доброте, чистоте и честности.

Воспитать человека

Одним из талантливых педагогов своего времени был Антон Семёнович Макаренко. Вырос он в небольшом городе Белополье, в рабочей семье. Окончив педагогические курсы, стал преподавать в железнодорожном училище. Но полученное образование показалось ему недостаточным, и он поступает в Полтавский учительский институт, который в 1917 году оканчивает с золотой медалью.

Вскоре перед молодым советским государством встала серьёзная воспитательная проблема. Гражданская война, голод, разруха — всё это тяжело отразилось на миллионах семей. Дети-сироты скитались по городам и сёлам, путешествовали на крышах железнодорожных вагонов, мёрзли и гибли в больших количествах... Вошло в обиход слово «беспризорник». Сменив семью на улицу, а школу на воровство, подростки под «присмотром» наставников из уголовного мира готовились стать налётчиками. Необходимо было срочно оказать этим ребятам помощь — дать им кров, пищу и учение. Стали создаваться детские дома и колонии.

Антон Макаренко (1888–1939)В 1920 году Макаренко дают колонию для малолетних преступников. Для тридцатидвухлетнего молодого человека в пенсне, в косоворотке, в модной фуражке, этого типичного «гуманитария», привыкшего находиться в культурной среде учителей, это стало настоящим испытанием. Представим себе, что значит для такого человека отправиться в глушь, взять на себя ответственность за преступников, которых привозят ему партиями и сдают из-под нагана. И всё же он берёт колонию — в будущем знаменитую.

Педагогика Макаренко — педагогика борьбы и мужества. В воспитательном деле он вёл себя прежде всего как мужчина. Не боялся риска, брал на себя ответственность, смело шёл на обострения — и всегда выигрывал. Для него ребёнок ни добр, ни зол, а таков, каким сделает его общество, коллектив. Макаренко безгранично верит в возможности человека изменяться и столь же безгранично — в силу воспитания. «Мой мир — люди, — пишет он будущей своей жене,— моей волей созданная для них разумная жизнь в колонии... Мой мир — мир организованного созидания человека...»

Идеи Макаренко, его методы нашли дорогу в научные труды по педагогике, о нём рассказывают с университетских кафедр, о нём пишут. Если бы пришлось перебирать многих знаменитых людей — кто из них знал счастье? — то Антона Семёновича Макаренко можно было бы назвать в числе первых. Он написал прекрасные книги и узнал славу: «Педагогическую поэму» ещё при его жизни читала вся страна. В свое время Антону Макаренко пророчили звание профессора истории — он же занял место не на кафедре, а в самой истории.

Школа радости

«На любви к детям держится мир». Сейчас трудно уже вспомнить, кто произнёс эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название её вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда. Он без остатка отдал себя детям.

Василий Сухомлинский (1918–1970)Не один десяток лет продолжалось паломничество в среднюю школу украинского села Павлыш. Приезжали сюда люди не только из нашей страны, но и из самых отдалённых уголков мира. Посмотреть, понять, поучиться. Несколько школьных корпусов, большой фруктовый сад, теплицы, зелёные лаборатории, метеорологическая станция, различные мастерские — целый городок. Вот что такое «Школа радости» В.А. Сухомлинского. А тогда, в 1948-м, когда он, фронтовик Великой Отечественной, пришёл сюда директором, это был полуразрушенный дом. Но именно здесь для ребят забил источник радости. В каждом пяти-шестилетнем малыше Василий Александрович видел уникальный, особенный мир, к каждому старался подобрать ключик, который откроет этот мир. В «Школе радости» он сумел собрать коллектив единомышленников-учителей, которые шли с малышами в лес, в поле, к реке, где все вместе учились слушать музыку природы. Здесь у детей рождались первые стихи, рассказы, сказки. Процесс воспитания для Сухомлинского выражался в единстве духовной жизни воспитателей и воспитанников, «в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний». Вместе с первыми уроками, полученными в школе, малыши получали и первые уроки труда, которые не были обязанностью, а были радостью, открытием, счастьем — вырастить свои первые деревья, цветы. Взрослея, ученики осваивали разнообразную технику, ставили сложные опыты в сельхозлаборатории. А позже полем их деятельности становилось и колхозное поле. У своих воспитанников Сухомлинский старался пробудить радость познания, интерес к учению, а значит, к жизни. Он был убеждён, что нет ученика, ни на что не способного, надо суметь найти ту струну, которую стоит лишь затронуть — и запоёт детская душа. Замечательный педагог стремился к воспитанию без наказания, только добром и лаской.

Василий Александрович был не только школьным директором, он был ещё и учёным, и писателем. Так, в утренние часы, перед уроками, им были написаны 25 книг и более 600 статей, которые широко известны отечественным и зарубежным педагогам. В.А. Сухомлинский — самый читаемый педагог в нашей стране.

Жизнь неуклонна в своём движении вперёд. С развитием технологий и появлением Интернета поток информации стал огромным. И сегодня будущие первоклассники прекрасно знают то, о чём понятия не имели их сверстники ещё сравнительно недавно. Это, может быть, и усложняет, но в то же время и расширяет возможности педагогов в общении с учениками. Именно в дружеском общении равных, а не в давлении сверху. Ибо «воспитание без дружбы с ребёнком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потёмках».

Материал подготовил Андрей Сахаров,
руководитель центра «Начальная инновационная школа»
издательства «Русское слово»

Сегодня в помощь педагогу доступны готовые комплекты учебно-методических материалов для реализации программы воспитания. Они адресованы руководителям образовательных организаций, заместителям руководителей по учебно-воспитательной работе, методистам, классным руководителям – тем, кто сохраняет и развивает традиции, заложенные классиками педагогической науки. В интернет-магазине «Русского слова» комплекты можно приобрести со скидкой 25% по акции «Формула воспитания».

Издательство «Русское слово» поздравляет с Днём знаний школьников, студентов, педагогов, родителей, руководителей сферы образования и всех, кто независимо от возраста и профессии открыт новому и стремится развиваться, не останавливаясь на достигнутом! Пусть у вас всё получится!

Издательство «Русское слово» поздравляет с Днём знаний. 1 сентября 2023

В интернет-магазине «Русского слова» комплекты можно приобрести со скидкой 25% по акции «Формула воспитания»


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: