Концепция преподавания предмета «Обществознание» — годовщина и реализация в УМК издательства «Русское слово»
Развиваем, сохраняя традиции...

Новинки

Новости


Концепция преподавания предмета «Обществознание» — годовщина и реализация в УМК издательства «Русское слово» 28.12.2019

Концепция преподавания предмета «Обществознание» — годовщина и реализация в УМК издательства «Русское слово»

Современные учителя преподают обществознание, основываясь на трёх важных документах: Федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа, Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание».

Именно Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» и посвящена эта статья. 30 декабря 2019 года отмечается годовщина вступления в силу этого документа. Прошёл год. Методист издательства «Русское слово» Юрий Кочеров оценил успешность реализации концепции.

Цель документа — повышение качества преподавания и изучения обществознания в образовательных организациях. Для достижения поставленной цели концепция ставит ряд задач.

Каким образом эти задачи выполнены в УМК по обществознанию издательства «Русское слово»?

Первая в списке задача: «Обновление содержания учебных программ» в концепции характеризуется следующими словами: «…приоритетное развитие самостоятельной работы обучающихся, использование справочных изданий и иной дополнительной литературы, электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики образовательных результатов обучающихся…».

УМК создан авторами специалистами в своей области знаний. Этот самый новый и актуальный учебно-методический комплекс содержит свежие примеры и статистику, которые делают учебный процесс намного интереснее. Ученики работают с новой информацией, а не с устаревшими материалами, которые были актуальны 5–10 лет назад и теперь вызывают лишь ностальгическую улыбку.

Концепция преподавания предмета «Обществознание» — годовщина и реализация в УМК издательства «Русское слово»

Вторая задача: «развитие методик и технологий обучения».

В УМК «Русского слова» эта задача реализуется в двух направлениях: системно-деятельностный подход и практическое применение полученных знаний. Авторы составили материалы учебников таким образом, что каждая тема, каждый вопрос апеллируют не столько к теоретическим знаниям ученика, сколько к практическим умениям, то есть к применению знаний на практике.

На страницах учебников всё реже встречаются вопросы: «что, как, где…?», но чаще используются формулировки: «сделайте, найдите, сходите…».

Изменился и сам текст параграфов учебников. Он больше не представляет собой академическую лекцию, написан доступным и понятным языком, способствующим развитию грамотной речи у ученика. Есть задания, предлагающие ученикам и учителю нетривиальные формы работы: в группах, в командах, над проектом, с кейсом… Во всех случаях Татьяна Викторовна Коваль, автор методического аппарата учебника, в помощь учителю подготовила и алгоритмы, и описание продуктов этих форм работы.

Концепция преподавания предмета «Обществознание» — годовщина и реализация в УМК издательства «Русское слово»

Третья задача, поставленная концепцией: «расширение использования электронных информационных ресурсов».

Раскрывается задача словами: «обеспечить при изучении обществознания возможности использования дополнительной литературы, разнообразных электронных информационных и образовательных ресурсов».

В современном обществе, где информация находится во главе угла, невозможно оставить в стороне Интернет и его возможности. Эта задача ставит электронные ресурсы на службу образовательному процессу, естественно, не с развлекательной точки зрения, а сугубо утилитарной — сократить объём информации в печатном виде, сделать учебник не таким объёмным, способствовать процессу цифровой социализации.

Концепция преподавания предмета «Обществознание» — годовщина и реализация в УМК издательства «Русское слово»

Четвёртая задача весьма интересна: «формирование правовой, экономической, политической и т.д. грамотности».

По сути речь идёт о достаточно сложном процессе синтеза социальной теории и социальной практики в рамках школьного урока и домашней работы. Но даже здесь методический аппарат учебников предлагает ученикам и учителю широкое поле для деятельности, вопросы от «Что удостоверяет паспорт гражданина РФ?» и «Рассмотрите свой полис медицинского страхования…» до «На сайте Пенсионного фонда РФ в разделе «Будущим пенсионерам» узнайте, как рассчитать будущую пенсию…».

Такой подход способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь.

Прочитав о третьей задаче, поставленной в концепции, Вы, должно быть, решили, что использование ресурсов сети Интернет в образовательном процессе приведёт учеников к ещё большему уходу в виртуальную реальность? Но это не так!

Пятая задача концепции возвращает школьников в реальную жизнь с её радостями и проблемами: «создание условий для формирования гармонично развитой личности, успешной социализации обучающихся, их созидательной гражданской активности».

В тексте концепции есть разъяснение этой задачи: рабочие программы по обществознанию целесообразно связывать с социальной активностью обучающихся в рамках деятельности советов обучающихся, участием в деятельности детских и молодёжных организаций, волонтерских программах и проектах.

В связи с этим обратим внимание на пособия издательства «Русское слово», которые помогают учителю систематизировать воспитательную работу в направлении, очень актуальном в наши дни, — это волонтёрство. Данные пособия для обучающихся общеобразовательных организаций содержат материалы и задания, которые помогут школьникам проявить инициативу, раскрыть в себе лидерские качества, творческий потенциал и самостоятельно разработать общественно значимый добровольческий проект.

Дорогою добра: учебное пособие по курсу развития добровольческого движения

Последние две задачи концепции: «совершенствование системы диагностики» и «совершенствование подготовки учителей» решаются уже не столько на страницах УМК, сколько в рамках процесса изменений в Государственной итоговой аттестации и курсов повышения квалификации учителей. Но стоит отметить одну важную особенность — автор методического аппарата УМК Татьяна Викторовна Коваль является также и членом предметной комиссии ФИПИ по обществознанию, поэтому система проверки в УМК по форме и содержанию достаточно близка к заданиям ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что позволяет вести подготовку к экзаменам, не привлекая дополнительных материалов.


Возврат к списку