
 2 марта 2020 года исполняется 220 лет со дня рождения Евгения Абрамовича Баратынского. Его судьба в отечественной культуре во многом уникальна. Ни при жизни, ни в посмертном бытии он никогда не выходил как поэт на «первый план» читательского внимания, составляя как будто «фон» для разговора о ключевых фигурах эпохи – Пушкина, Лермонтова, Тютчева… И в то же время он никогда не «растворялся» в этом «фоне», сохраняя «лица необщее выражение» своей музы. Его сложно с кем-то перепутать. И невозможно сомневаться в масштабности и глубине его поэтического дарования. Но от читателя требуется «ответная» одарённость. Поэтому лирика Баратынского всегда оставалась посланием к «немногим», даже не современникам, а далёким потомкам: 
 
 Мой дар убог, и голос мой не громок,
 
Но я живу, и на земле моё
 
Кому-нибудь любезно бытие:
 
Его найдёт далёкий мой потомок
  
 
В моих стихах; как знать? Душа моя
 
Окажется с душой его в сношенье,
 
И как нашёл я друга в поколенье,
 
Читателя найду в потомстве я.
 
  Удивительно: вполне традиционная аналогия «читатель – друг» приобретает здесь неповторимую индивидуальность благодаря временнóй составляющей: творчество дарует человеку друга уже по завершении земного пути, в этом и заключается его победа над временем. И здесь не так важно количество таких друзей, важен сам факт соприкосновения двух бесконечностей – душ.
Удивительно: вполне традиционная аналогия «читатель – друг» приобретает здесь неповторимую индивидуальность благодаря временнóй составляющей: творчество дарует человеку друга уже по завершении земного пути, в этом и заключается его победа над временем. И здесь не так важно количество таких друзей, важен сам факт соприкосновения двух бесконечностей – душ. 
 
 Пушкин бесспорно определил своеобразие таланта Баратынского: «Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко». Такое сочетание могучей и самобытной мысли с искренним чувством – ещё одно объяснение нестареющей прелести (употребим это слово в пушкинском значении) лирического обращения поэта к читателю – «сочувственнику» и «сомышленнику». Баратынский очень взрослый, зрелый поэт, исследующий тонкие и сложные взаимоотношения человека и вселенной, наполняющий обычные, казалось бы, мотивы и жанры неповторимой интонацией. Кто ещё в ту эпоху мог бы посвятить элегию охлаждению собственного любовного чувства?
 
 Притворной нежности не требуй от меня,
 
Я сердца моего не скрою хлад печальный…
Кто мог посвятить целую хвалебную песнь… смерти?
 Ты дочь верховного Эфира, 
 Ты светозарная краса,
 
В твоей руке олива мира,
 А не губящая коса…
 Кто мог признаться:
 
Не ослеплён я музою моею:
 
Красавицей её не назовут,
 
И юноши, узрев её, за нею
 
Влюблённою толпой не побегут?
 
 Мысль Баратынского, поэтически пережитая, остро чувствует собственные пределы:
 
 О, тягостна для нас
 
Жизнь, в сердце бьющая могучею волною
 
И в грани узкие втеснённая судьбою.
 
 Не правда ли, здесь уже слышится тютчевская (паскалевская) горькая антиномия – «ропщет мыслящий тростник»?
 
 И всё-таки глубокий и непростой поэт необходим нам ВСЕМ, а не избранным. Как собеседник, задающий вопросы, на которые необходимо отвечать любому человеку, пока он мыслит, то есть существует.
 
 …Старательно людей мы наблюдаем
 
И чудеса постигнуть уповаем:
 
Какой же плод науки долгих лет?
 
 Как умный и безжалостно точный современник:
 
 Век шествует путём своим железным,
 
В сердцах корысть, и общая мечта
 
Час от часу насущным и полезным
 
Отчётливей, бесстыдней занята.
 
Исчезнули при свете просвещенья
 
Поэзии ребяческие сны,
 
И не о ней хлопочут поколенья,
 
Промышленным заботам преданы.
 
 Наконец, как духовный наставник:
 
 Царь небес! Успокой
 
Дух болезненный мой!
 
Заблуждений земли
 
Мне забвенье пошли
 
И на строгий твой рай
 
Силы сердцу подай.
Евгений Абрамович Баратынский на страницах изданий «Русского слова»:
|   |   |   |   |