Для моего поколения – тех, кто родился в первые послевоенные годы, День Победы был праздником изначально, ведь, наряду со значением для судеб государств и народов, для многих из нас с ним была связана и возможность встречи наших родителей, а, значит, и последующего нашего появления на свет. Мой отец, Николай Михайлович Алексашкин, воевал на фронте, был офицером, и этот день неизменно отмечался в нашей семье.
Мне всегда хотелось узнать, каким запомнился день 9 Мая тем, кто встречал его в 1945 году. Отец рассказывал, что находился в госпитале и как они жалели, что не могли отпраздновать весть о победе вместе с фронтовыми товарищами. Москвичи старшего поколения вспоминали, что в Москве этот день был холодным, но солнечным и ярким. Сейчас я жалею, что мало спрашивала об этом, нужно было больше узнать об этом дне.
А когда в День Победы стали проводиться парады и праздничные шествия, мы всегда ходили на них, а вечером присоединялись к Минуте молчания, чтобы отдать дань памяти погибшим в годы войны.
В связи с этой очевидной и дорогой для меня традицией хочется особо вспомнить ещё о двух эпизодах.
Один из них – празднование Дня Победы в Ленинграде в начале 1970-х годов. Я оказалась там в командировке, изучала в библиотеках и архивах материалы по теме своей кандидатской диссертации. Утром 9 мая поехала в центр города, где можно было присоединиться к колоннам ленинградцев и пройти в праздничном шествии по Дворцовой площади. Запомнилась торжественность обстановки. Огромная площадь, по которой вдоль шеренг курсантов-моряков, облачённых в чёрную парадную форму, шли колонны людей… Невский проспект, на домах которого воспроизведены таблички блокадного времени с предупреждением об опасности обстрела… А потом я осталась на Невском, чтобы увидеть, как по нему пройдёт военный оркестр, замыкающий парад и демонстрацию. Трудно передать словами впечатление, которое производили плывущие рядом звуки музыки, ритм шагов, блеск инструментов. И отчётливо запомнился слышный в паузах между маршами тонкий звон медалей военных музыкантов. А во второй половине дня мы с моей ленинградской троюродной сестрой Валентиной поехали на Пискаревское кладбище, положили цветы к камню с датой «1942 год». Так в этот день, в этом городе особым образом соединилось многое, наполняющее память о войне и Победе.
Памятник на пражских Градчанах. Фото Людмилы Алексашкиной, 9 октября 2019 года
Другой эпизод – современный. Он связан с Прагой, куда я поехала в октябре 2019 года, чтобы отметить «круглую дату» – 50-летие своего приезда в Чехию в качестве студентки (училась в 1969–1970 годах на пятом курсе философского факультета Карлова университета по обмену. Спустя полвека хотелось пройти по памятным, любимым местам, и на второй день я отправилась на Град. Среди находящихся вблизи этого известного места достопримечательностей есть и памятник советскому воину, погибшему при освобождении Праги в мае 1945 года. Это скромная надмогильная пирамидка, установленная на одной из небольших градчанских площадей (близ монастыря Лореты). Для меня было особенно важно увидеть её вновь, если учесть, что в последние годы в некоторых европейских столицах памятники воинам, сражавшимся против фашизма, перемещаются или разрушаются. Поэтому шла к знакомому месту с трепетом: сохранилась ли, не заброшена ли? И когда увидела пирамидку и лежащие рядом цветы, это было то же ощущение Дня Победы и памяти, запечатлённой не только для меня, но для всех людей.
Людмила Николаевна Алексашкина – кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, автор научных публикаций, учебно-методических пособий, методического аппарата линий учебников по истории для основной и средней школы.
Линия учебников по всеобщей истории для 5–9 классов под научной редакцией С.П. Карпова
Линия учебников по всеобщей истории для 10–11 классов под научной редакцией С.П. Карпова
Линия учебников по истории России для 6–9 классов под научной редакцией Ю.А. Петрова
Линия учебников по истории России для 10 класса под научной редакцией С.П. Карпова
Преподавание истории в школе. От педагогического проекта к практике. Пособие для учителя.