Методическая помощь учителю, или Как рассказать школьникам о варягах и Древней Руси
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
20.05.2020
Методическая помощь учителю, или Как рассказать школьникам о варягах и Древней Руси

Кем были варяги и насколько значима их роль в истории становления Древнерусского государства? Откуда пошло название «Русь»? Как преподать эти темы школьникам? Методическую помощь учителям окажет Евгений Пчелов, кандидат исторических наук, автор книг по истории Древней Руси, один из авторов линии учебников по истории России для 6–9 классов, выпущенной издательством «Русское слово». Больше методической информации для учителей истории доступно на сайте издательства в специальном предметном разделе.

Насколько актуален вопрос о роли варягов в образовании Древнерусского государства?

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе – сложный вопрос из числа обозначенных в Историко-культурном стандарте. Образование Древнерусского государства – это процесс не одномоментный, и его изучение связано, прежде всего, с тем, что мы подразумеваем под словом «государство» и какие признаки выделяем у государства. На этот счёт существуют разные версии и концепции. Это научная проблема и, соответственно, определить, когда государство появилось, а когда отсутствовало, можно только опираясь на эти признаки.

Конечно, сами жители Древней Руси и не задумывались о том, живут они без государства или при государстве. Споры об этом ведутся: была ли Русь во второй половине IX века государством при Олеге, Ольге, или Владимире… Эти вопросы – научно-стилистические, непосредственно к исторической реальности они отношения не имеют. Это зависит от того, что мы понимаем под государством. А вот роль варягов в образовании государства – это вопрос более конкретный. Надо сказать, что он связан с известным варяжским вопросом, с известными дискуссиями о норманнской проблеме, которые в науке продолжались с середины XVIII века примерно до начала XX века. С начала XX века вопросы о том, кто такие были варяги, какова их этническая природа и откуда происходит это слово, уже решены. Идёт уточнение моментов, связанных с ролью и влиянием варягов на древнерусскую историю языческого периода. Это уточнение связано, прежде всего, с новыми археологическими находками, наличием новых вещественных исторических источников и с более глубокой проработкой письменных источников.

Что касается варяжского вопроса, как он выглядел в русской исторической науке, то он был актуален только тогда, когда образование государства напрямую связывалось с призванием варяжских князей, то есть с началом княжеской династии. Соответственно, вопрос об этнической природе варягов и первых варяжских князей ставится во главу угла. Поскольку мы понимаем, что государство не создаётся одномоментно, то варяжский вопрос как таковой утратил актуальность, он остался острым только в контексте общественно-политическом, идеологическом, но никак не научном. Если мы говорим о варягах и варяжском влиянии на Руси, то мы должны выделить три момента: вопрос о происхождении слова «Русь», вопрос о происхождении слова «варяг» и вопрос о непосредственном влиянии варягов на русскую историю IX–X веков.

Методическая помощь учителю, или Как рассказать школьникам о варягах и Древней Руси

1. Ладья варягов. 2. Вооружение варягов.

Откуда происходит название «Русь»?

Что касается первого вопроса о происхождении слова «Русь», то существует несколько разных версий. К сожалению, господствуют многочисленные версии, основанные на схожем звучании слов, разных по происхождению. Самая яркая версия о связи названия «Русь» с рекой Рось, притоком Днепра, по которому проходила граница между древними русскими землями и Великой степью. Помимо того, что там не было, конечно, никакого очага формирования Древнерусского государства, с чисто лингвистической точки зрения эта версия не выдерживает никакой критики.

История России с древнейших времен до конца XVI века. Пчелов Е.В. Учебник для 6 классаВ названии «Рось» в первом слоге был не гласный «О», а редуцированный, то есть сверхкраткий, гласный «Ръсь». Падение редуцированных в древнерусском языке произошло в XII веке, и редуцированный «Ъ» в корне слова «Ръсь», будучи в сильной позиции, дал гласный «О». Это произошло значительно позже, чем появилось слово «Русь». Редуцированный ни при каких обстоятельствах не превратился бы в открытый звук «У», это лингвистически совершенно невозможно. И поэтому никакой связи между названием реки Рось и словом «Русь» не существует, это фантомная этимология, которую, к сожалению, до сих пор можно встретить в популярной исторической литературе.

Если мы посмотрим на названия славянских племён, то увидим, что они формировались двумя способами. Во-первых, с помощью суффиксов -ан, -ян, -е: само название «славяне», «поляне», «древляне», «северяне» и так далее. Второй тип образования этнонимов – с помощью суффикса -ич. Так образовывались, как известно, отчества в русском языке. В древнерусской истории – славянские племена кривичи, вятичи, у западных славян – бодричи, лютичи. Название «Русь» не вписывается ни в тот, ни в другой вариант. Мы можем провести аналогию: известны такие древнерусские этнонимы, как чудь, весь и так далее. Это названия или западно-финских, или балтских племён. Совершенно очевидно, что название «Русь» относится именно к этому типу. Данные позволяют утверждать, что слово заимствованно из финских языков. Иными словами, это не самоназвание, а название иноязычное, иностранное. Чему, собственно, есть подтверждение в «Повести временных лет».

Можем ли мы определить финский прототип для слова «Русь»? Можем, поскольку у нас есть подобного рода близкие аналогии. Самый яркий пример — это древнерусское название «Сумь», которому соответствует в финском языке название «Суоми». Вот по этой аналогии мы можем понять, что «Суоми» – «Сумь», «Руоси» – «Русь». И действительно, форма «руотси» существует в финском и эстонском языках. Основа «руотси» и перешла в слово «Русь». Это обозначение скандинавов.

Ситуация представляется следующим образом: примерно в VI–VII веках скандинавы проникают в Западную Финляндию, Северную Прибалтику и там в языке местного населения на основе скандинавского слова, которое было самоназванием этих военных групп скандинавов, возникает слово «руотси», которое становится обозначением скандинавов в западно-финских языках. Каким образом оно появляется в древнерусском языке? Совершенно очевидно, через посредничество западно-финских племён слово «руотси» перешло в восточнославянский и древнерусский языки и трансформировалось в слово «Русь». Затем естественным образом политический и этнический термин стал обозначать не только варяжскую династию и тех варягов, которые были связаны с ней, но и перешел на подвластные племена и на всю территорию, которой правила эта династия. Таким образом, слово «Русь» стало названием для Древнерусского государства и, соответственно, стало собирательным названием древнеславянских племён.

Каково происхождение слова «варяг»?

В отличие о первого, этот вопрос не вызывает существенных сомнений. Слово «варяг» появляется в X веке. В «Повести временных лет» оно впервые зафиксировано во время похода Игоря на греков в 941 году, и оно обозначает скандинавских наёмников, которые были призваны Игорем в дружину. В древнерусском языке оно становится хорошо известно уже к концу X века, в других языках зафиксировано в XI веке, возможно, существовало и раньше. У арабов есть форма «варанг», у греков в Константинополе была скандинавская дружина, члены которой назывались «веренги». Прототип начального скандинавского слова означает «обет» или «клятва», то есть варяги – это те, кто дал клятву верности, принял на себя определённые обязательства при поступлении на службу. Иными словами, это скандинавские наёмники, которые служили и в Византии, и на Руси у разных правителей. Этот термин хорошо известен летописцам XI–XII века. Они обратили слово «варяг» в прошлое, когда его ещё не существовало, а именно в IX век. Поэтому те, кто пришёл на Русь с Рюриком, и сами древнерусские князья были тоже названы варягами.

Торг в стране восточных славян. Художник С.В. Иванов. 1909 г.

Торг в стране восточных славян. Художник С.В. Иванов. 1909 г.

Какова же роль варягов в истории Древней Руси?

Я бы хотел сначала остановиться на самых ранних исторических письменных источниках, которые зафиксировали слово «Русь». Первое достоверное упоминание Руси в письменных источниках – это латиноязычные Бертинские анналы, официальная хроника Западно-Франкского королевства. Часть, где содержится это сообщение, написана придворным капелланом императора Людовика Благочестивого, сына Карла Великого, епископом Пруденцием. Пруденций пишет, что 18 мая 839 года (вот мы имеем точную датировку, как ни странно, первого события древнерусской истории, сведения о котором дошли до нас) к императору Людовику Благочестивому прибыло посольство от византийского императора Феофила. С этими послами Феофил, как пишет Пруденций, «прислал ещё неких людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называются Рос. И что король их, именуемый хаканом, направил их к нему, Феофилу, как они уверяли, ради дружбы». То есть впервые мы видим упоминание слова «Русь» в форме «Рос». По-видимому, это прямое заимствование, со слов самих послов зафиксировано это слово, со звуком «О», а не «У», каким оно стало в древнерусском языке.

Дальше анналы говорят, что «император Феофил просил, чтобы по милости императора Людовика и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернутся на родину, так как путь, которым они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, дабы не подвергались при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав цель их прибытия, император Людовик узнал, что они из народа свеев, то есть шведов, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились они с честными намерениями или нет. Об этом он незаметно сообщил Феофилу, как и о том, что принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия, он отпустит их, предоставив возможность безопасного возвращения и помощь. Если же нет, то с нашими послами отправит пред Феофиловы очи, дабы тот сам решил, как с ними следует поступить». К сожалению, Пруденций не сообщает, что произошло с этими послами дальше. Из этого сообщения мы узнаём очень важную информацию: что есть народ рос, что существует некое государственное образование, правитель которого именуют тюркским титулом «хакан», послами этого государственного образования, этими самыми росами, оказались скандинавы.

Второе по времени известие – арабское. Арабские авторы отличали русов от славян. Первое известие о русах принадлежит Ибн Хордадбеху, чья Книга путей и стран была завершена в 880-х годах. Ибн Хордадбех описывает купцов, и в том числе купцов русов: «Если говорить о купцах ар-рус, то эта одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки чёрных лисиц и мечи из самых отдалённых земель славян…» Мы читаем в этом источнике, что русы занимаются торговлей и что уже в 840-х годах существует путь по Дону и в Византию по Волге, так называемый Великий Волжский путь, который связывал Балтику со странами Востока. И русские купцы плывут по Каспийскому морю и также идут караванными путями до Багдада вместе со славянскими слугами, которые для них выступают переводчиками…

Следующее событие датировано 18 июня 860 года, это поход русов на Византию, который упоминается уже в византийских, греческих источниках. Это был масштабный поход. Росы осадили Константинополь, он очень долго был в осаде, но потом буря разметала корабли росов, и им пришлось уйти. Поход был неудачный. Но византийские источники утверждают, что вскоре после этого росы появились в Византии и попросили принять крещение какой-то части варяжской дружины.

Из всех этих сообщений мы видим, что варяги, или русы, – вольные торговцы, дипломаты. Торговый путь по Волге в Каспий, Великий Волжский Путь, начавший функционировать в начале IX века, связал Балтику со странами Арабского Востока. Другой путь, более поздний, окончательно сложившийся к концу IX века, а археологически прослеживающийся с начала X века – это путь по Днепру, путь «Из варяг в греки». По этим двум путям шёл поток арабского серебра, выполняющего функцию международной валюты того времени, и, конечно, разные товары из арабского мира, Скандинавии, Греции, Византии проходили транзитом через территорию восточных славян, финских племён, то есть через территорию Древнерусского государства. Торговые связи были очень обширными. Ну и конечно, в значительной степени христианство распространялось благодаря развитым торговым путям и связям с Византией. В обиход древнерусского общества оно входило при участии варягов, которые активно принимали крещение.

Вот именно как дружина, как торговцы, как князья варяги появились на Руси и сыграли свою роль в процессе складывания Древнерусского государства. Конечно, они были не единственные, это влияние не было решающим, но оно было. В пространстве взаимодействия совсем разных этнических сил: и восточных славян, и финно-угорских племён, и варягов-скандинавов, и при влиянии Византии, арабского мира, хазарского мира, – формировалось то, что мы называем Древнерусским государством.

Полную версию лекции Евгения Пчелова можно посмотреть в формате видео.


Лекции учёных, выступления и интервью авторов учебников, а также методические материалы для учителей истории доступны в специальном предметном разделе «История» на сайте издательства «Русское слово».

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары