28 июля 1958 года в центре Москвы был торжественно открыт памятник Владимиру Маяковскому. Памятник поэту был заложен на Триумфальной площади (в то время площади Маяковского) ещё перед Великой Отечественной войной: в апреле 1940 года, спустя 10 лет после кончины Маяковского. Однако работа по созданию памятника вскоре была по понятным причинам прервана.
Авторы монумента, увековечившие память о поэте революции, – скульптор Александр Кибальников и архитектор Дмитрий Чечулин. Работу над скульптурой Владимира Маяковского Александр Кибальников продолжал в течение шести лет. Он запечатлел Маяковского в позе чтеца с записной книжкой в руке. Застывшая в бронзе фигура поэта в костюме-тройке с распахнутым пиджаком полна решимости и энергии. Небольшая высота гранитного постамента визуально делает фигуру ещё значительнее. Сбоку на постаменте высечены следующие поэтические строки Владимира Маяковского:
И я,
как весну человечества,
рождённую
в трудах и в бою,
пою
мое Отечество,
республику мою!
Год спустя после установки памятника Владимиру Маяковскому скульптор был удостоен Ленинской премии.
Фото: pastvu.com
28 июля 1958 года на открытии памятника было многолюдно: представители общественности, писатели, деятели искусств поднимались на сцену, произносили речи и читали стихи. Традиция чтения стихов, начало которой было положено в день открытия памятника, сохранялась в последующие годы: «у Маяковского» звучали поэтические произведения, велись дискуссии на философские и политические темы. Здесь выступали в том числе и будущие участники диссидентского движения.
В наши дни Триумфальная площадь с памятником Маяковскому – любимое место многих москвичей и туристов. После реконструкции в 2015 году она приобрела обновлённый вид, и здесь снова назначают встречи, прогуливаются и отдыхают горожане.
Едва ли среди наших соотечественников, приходящих гулять на Триумфальную площадь, найдётся тот, кто не знаком с творчеством Владимира Маяковского. Со школьной скамьи всем известны такие стихотворения, как «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Скрипка и немножко нервно», поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос», «Про это» и другие произведения. Они представлены, например, в учебниках по литературе Г.С. Меркина для 7 и 8 классов и в учебнике С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 11 класса, выпущенных издательством «Русское слово».
Вне сомнения, особый стиль Маяковского неповторим и узнаваем. Его манера была новаторской и оказала влияние на дальнейшее развитие поэзии XX века. Он значительно обогатил русский поэтический словарь, раздвинул горизонты рифмы и ритмики русского стихосложения.
«Поэт должен развивать в себе именно чувство ритма и не заучивать чужие размерчики; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих – это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая и именно только для этого конкретного случая годящийся», – пишет Маяковский в статье «Как делать стихи».
Стихи поэта ориентированы на публичные выступления, на живое общение с читателями, будь то современники Маяковского, которым посчастливилось услышать авторское исполнение, или будущие поколения. По мнению исследователей, люди XXI века могут по творчеству Маяковского почувствовать эпоху русской революции.
«Маяковский в грозовой атмосфере назревавших мировой войны и тектонических социальных сдвигов начала ХХ века, писавший обнаженными нервами, «кровью сердца», сумел выразить, запечатлеть это время, эти свершения. Его поэтическое «Я» включало в себя историю как личное переживание. Жизнь и стихи Маяковского так тесно слиты, так взаимно обусловлены, что без преувеличения можно сказать – они дополняют и комментируют друг друга. И в этой неразделимости человеческого и поэтического образа Маяковского заключена его сила, в этом секрет его власти над читателем», – пишет Владимир Дядичев в книге «В.В. Маяковский в жизни и творчестве».
Творчество поэта до сих пор вызывает у читателей противоречивые оценки, но очевидно, что Владимир Маяковский – важнейшая фигура в русской литературе и искусстве XX века. А его скульптура, установленная 62 года назад на Триумфальной площади, – неотъемлемая часть облика современной Москвы.