«Самым чистым и светлым Праздником», «высшей точкой… чувства домашнего очага» назвал Рождество А.А. Блок, «днями милосердия, доброты и всепрощения» – Ч. Диккенс. «Это единственные дни, когда люди, словно по молчаливому согласью, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних – даже в неимущих и обездоленных – таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой…»
Чувство духовного единения и ожидание счастливой перемены охватывают людей – даже тех, у кого вроде бы и нет оснований для таких ожиданий, – подобно героям «Записок из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского: «Кроме врождённого благоговения к великому дню, арестант бессознательно ощущал, что он этим соблюдением Праздника будто соприкасался со всем миром, что не совсем же он, стало быть, отверженец, погибший человек, ломоть отрезанный, что и в остроге то же, что у людей».
К этому календарному Событию так часто обращались отечественные и зарубежные писатели, что в литературе появилось особое жанровое образование – рождественский рассказ. Его образцы ежегодно появлялись в праздничных номерах журналов XIX века – светлые истории, адресованные и детям, и взрослым, исполненные поэзии быта, атмосферы добра и милосердия. В них повествуется о судьбоносной встрече, бескорыстной помощи, о преодолении бедности и сиротства. О чудесах. О чуде победы над злом – и не обязательно это чудо сверхъестественное, как в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Это чудо преображения души, перерождения человека, подобного Скруджу в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса. Или чудо прощения, духовного очищения, пережитое героем рассказа Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика». Чудо милосердия, навсегда изменившее жизнь целой семьи в «Чудесном докторе» А.И. Куприна. Чудо жертвенной любви, воплощением которой стали герои О. Генри в «Дарах волхвов».
«Человек одинок тогда, когда он никого не любит», – об этой христианской мудрости напоминает мать своему сыну в «Рождественском письме» И.А. Ильина. «Помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как ты думаешь», – говорит бабушка внуку, извлёкшему урок из рождественского сна в рассказе Н.С. Лескова «Неразменный рубль».
Вместе с героями рождественских произведений мы вновь и вновь возвращаемся к таким простым и одновременно трудным, таким важным истинам. В бытовой суете не забывать о бытийном, в собственных устремлениях не проходить мимо чужой беды, в деловой хватке не терять душевную чуткость и отзывчивость. Уметь прощать и просить прощения, уметь любить и быть любимыми. Без этих человеческих чудес уязвимым и хрупким оказывается наш мир, о чём с сердечной болью читаем в пронзительных рождественских историях Х.К. Андерсена «Девочка со спичками», Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», Л.Н. Андреева «Ангелочек». Но и сердечная боль в этом случае благой симптом, дающий надежду на то, что Праздник Рождества никогда не станет «воспоминанием о золотом веке», а «чувство домашнего очага» никогда не иссякнет, вопреки тревожным предостережениям А.А. Блока в «Безвременье».
С Рождеством Христовым!
Автор Наталья Владимировна Умрюхина,
кандидат филологических наук,
ведущий редактор издательства «Русское слово»
|
|
|
|
|
|