На заседании инквизиции 16 июня 1633 г. судьба Галилея была решена: публичное отречение, тюремное заключение автора и запрещение книги. Приговор был зачитан 22 июня при большом стечении народа в церкви Св. Марии. Почему же приговор был столь «мягким» и был ли он исполнен? Для этого давайте попробуем разобраться с тем, что предшествовало этому историческому событию и каковы были его последствия.
В 1623 г. после смерти папы Григория XV Галилей поехал в Рим, чтобы поздравить нового понтифика, папу Урбана VIII, который оказал большую благосклонность Галилею, уже известному в то время учёному. Благосклонность папы, его секретаря Чиамполи, а также великого герцога Тосканы Фердинанда II сыграли свою роль в решении суда инквизиции.
Галилею пришлось приложить немало сил, выдержки, мудрости и хитрости, чтобы добиться разрешения на публикацию своего «Диалога…». Достаточно сказать, что на книге – пять разрешений (два из них получены в Риме, три – во Флоренции). Начало и конец «Диалога…» были утверждены и присланы из Рима папским цензором. В феврале 1632 г. во Флоренции книга вышла в свет. На титульном листе – полное название труда, а под чертой надпись: «С разрешения властей».
На допросах Галилей выбрал осторожную тактику: вопреки очевидности, он категорически отрицал, что разделяет учение Коперника, и твёрдо стоял на том, что в дискуссионном порядке о гелиоцентрической системе мира и писать и говорить не запрещалось. А сама книга была выпущена в свет с разрешения цензуры. Получалось, что формально учёный ни в чём не виноват.
Книга написана на разговорном итальянском наречии и является памятником блестящего литературного таланта Галилея. После выхода книги учёный подарил несколько экземпляров великому герцогу Тосканы Фердинанду II и его придворным, послал два экземпляра в Рим – кардиналу Барберини и папскому секретарю Чиамполи.
По факту во время проведения всего судебного процесса Галилей, ввиду слабого здоровья, провёл в тюрьме лишь 18 дней. После объявления приговора Галилей провёл пять месяцев в заключении на вилле в Риме и во дворце в Сиене, а затем был отпущен домой в Арчетри в родной Флоренции. Остаток жизни Галилео прошёл под домашним арестом и надзором инквизиции. Ему запрещалось выезжать куда-либо и принимать гостей. Друзья могли навещать Галилея лишь по одному.
В акте имеется довольно любопытная поправка. Там, где говорится, что книга Галилея должна быть запрещена, первоначально стояли слова «должна быть публично сожжена». По этому поводу учёный замечал: «Если они решат сжечь мой "Диалог", я не знаю, где они найдут хотя бы один экземпляр. Хорошо, если они отпечатают его ещё раз, чтобы иметь, что сжигать». Вопреки запрету знаменитая фирма «Эльзевироз» в 1635 г. в Страсбурге издала латинский перевод «Диалога…», где указано, что издание опубликовано без ведома автора. В том же 1635 г. вышел английский перевод «Диалога...».
Через год узника инквизиции посетил французский посол де Ноайль. Галилей передал ему свою рукопись «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению», итог трёхлетних трудов. Уже слепой 74-летний старик жил в собственном доме, ставшем ему тюрьмой, учеников к нему не допускали, и это ещё больше мучило учёного. Вся переписка с внешним миром была под контролем цензуры. Флорентийский инквизитор пишет в Рим, что Галилей, «совершенно ослепший, скорее уже лежит в гробу, чем занимается математическими построениями».
И вдруг в июле 1638 г. книга, которую Галилей считал погибшей, выходит из печати. Галилею уже нечего терять. Он пишет без оглядки на цензуру и инквизицию. Книга состоит из диалогов, которые в течение четырёх дней ведут три вымышленных персонажа. «День первый» содержит учение о неделимых (идеи, которые впоследствии выросли в интегральное исчисление) и проект эксперимента по определению скорости света. (Именно Галилей первым высказал предположение конечности скорости света.) «День второй» посвящён попыткам построения общей теории расчёта механических конструкций на прочность. «День третий» – описанию равноускоренного движения. «День четвёртый» – движению брошенных тел, где Галилей предлагает новый фундаментальный принцип векторного сложения скоростей и с его помощью доказывает, что брошенное тело падает по параболе. Книга содержит больше физических результатов и идей, чем вся физика предыдущих веков. И нигде Галилей не утруждает себя ссылками на Священное Писание – только на эксперимент. Книга стала настолько популярной, что двери тюрьмы распахнулись, и Галилею официально разрешили занятия наукой. Физики Вивиано и Торричелли поселяются у него в доме для совместной работы. Часто посещают его математики Кастелли и Кавальери. «Беседы…» станут настольной книгой Ньютона. Развив учение о неделимых, он заложит основы классической физики, а базой первого закона Ньютона станет закон инерции Галилея (учебник физики, 9 класс).
В конце XIX в. тонкие эксперименты по измерению скорости света подведут Эйнштейна к принципу относительности. «Беседы…» стали основой современной физики, в ней впервые проводится последовательно идеология о том, что только практика, только экспериментальная проверка могут быть критериями истинности любой физической теории. Более подробно познакомиться с этапами научного метода познания и открытиями Галилея, разобраться с геоцентрической и гелиоцентрической системами, взглядами К. Птолемея и Н. Коперника на мировые системы, опытами Торричелли поможет учебник физики 7 класса. Законы Ньютона подробно изучаются на уроках физики в 9 классе, а принцип относительности Эйнштейна – в 11-м. С интегральным исчислением и принципом Кавальери ученики знакомятся на уроках математики в 11 классе.
А знаменитая фраза «И всё-таки она вертится!», которую приписывают Галилею, скорее всего, является легендой…
Автор Ирина Мещерякова, кандидат технических наук,
лауреат и победитель конкурса «Грант Москвы»,
заместитель руководителя ИМЦ издательства «Русское слово».