Учение о силе точек. Как и для чего появились знаки препинания?
В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, скобки, кавычки. Названия почти всех знаков препинания являются исконно русскими, кроме тире (слово
тире французское), а сам термин
знак препинания восходит к русскому глаголу
препинать, то есть «остановить», «задержать в движении».
Было время, когда книги писали сплошным текстом без пробелов между словами и без знаков препинания, переносов, делений на абзацы. Читать их, конечно, было сложно. Потом стали делить текст на слова. Поначалу делали это точкой. Но располагалась она не внизу на строке, как сейчас, а выше и посередине неё. Точка стала первым знаком препинания в древнерусской письменности. Название
точка образовалось от глагола
ткнуть. Корень
‑точ‑ есть и в названиях других современных знаков препинания:
двоеточие,
многоточие. А в XVI–XVIII веках вопросительный знак назывался «точка вопросительная», а восклицательный — «точка удивления». Учение о знаках препинания в то время называлось «учение о силе точек» или «о точечном разуме».
Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.
Владимир Даль, известный лексикограф, связывает происхождение слова
запятая с глаголами
запясть,
запинать — «останавливать, задерживать». Графический знак запятой появился в результате «скрещивания» точки с косой чертой (/), обозначавшей паузы в предложениях. Свою окончательную форму, которая используется и по сей день, запятая приняла в XVI веке.
Иногда от постановки запятой зависит не только оценка за диктант. Вспомните, как в сказочной повести
Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» от постановки этого знака препинания зависела жизнь главного героя Виктора Перестукина.
Фразы, смысл которых меняется от постановки запятой:
Казнить нельзя, помиловать! — Казнить, нельзя помиловать!
Поездку отложить, нельзя выезжать! — Поездку отложить нельзя, выезжать!
Мама выезжает, вечером встречайте. — Мама выезжает вечером, встречайте.
Ребёнок играл, так как играли все дети. — Ребёнок играл так, как играли все дети.
Поставить статую, золотую пику держащую. — Поставить статую золотую, пику держащую.
Подробнее знаках препинания и правилах пунктуации в русском языке — в линиях учебников
«Русский язык» и
«Русский родной язык».
Система учебников по русскому языку издательства «Русское слово», включает линию учебников
«Русский язык» для 1–4 классов
(Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова),
«Русский язык» для 5–9 классов под редакцией академика РАО
Е.А. Быстровой, «Русский язык» для 10–11 классов (авторы
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина).
Линии учебников по русскому родному языку созданы для начальной и основной школы: «Русский родной язык» для 1–4 классов (авторы Л.В. Кибирева, Г.И. Мелихова, В.Л. Склярова) и «Русский родной язык» для 5–9 классов (авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучёва, И.В. Шамшин).
Все перечисленные учебники входят в действующий Федеральный перечень.