Летние каникулы – это время отдыха детей на природе. Этот период дарит ребятам яркие впечатления о красоте окружающего мира. Обратите внимание на стихотворение из учебника «Окружающий мир» для 1 класса (авторы – В.А. Самкова, Н.И. Романова), которое передаёт волшебное настроение каникул, проводимых за городом:
Утро
Солнышко жаркое, яркое, ясное,
Вешнее, щедрое, чистое, красное
Всходит над лесом густым и дремучим,
Тёмным, тенистым, зелёным, могучим.
День занимается звонкий, лучистый,
Солнечный, светлый, хрустальный, игристый.
Леонид Яхнин
Сколько удивительных открытий готовят детям прогулки в лес, к водоёмам, на луг!
Ни с чем не сравнится поход в жаркий полдень в лес, который манит путников прохладой теней от деревьев и таит в себе много интересной и полезной информации для юных натуралистов. Так, например, благодаря учебнику «Окружающий мир» для 2 класса (авторы – В.А. Самкова, Н.И. Романова) ребята могут распознавать представителей «лесных царств»: животных, растений, грибов. Поэтому во время прогулки родителям интересно будет провести с детьми «живую викторину». А каким увлекательным занятием становится для всей семьи сбор грибов в форме соревнования! Однако необходимо помнить об их особенностях и правилах сбора – эту информацию также можно прочитать в учебнике. Определять тип леса в своей местности и его ярусы, т.е. «этажи», устанавливать различные способы общения животных между собой (окраску, звуки, позы, движения и т.д.) ребята смогут благодаря учебнику для 3 класса. Результатами таких прогулок по лесу становятся созданные видеосюжеты, художественные зарисовки, презентация «Лесной газеты» и многое другое.
Не менее увлекателен для детей отдых у водоёмов, где актуальным будет девиз: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Здесь перед ребятами открывается множество возможностей:
1) стать исследователями и изучить видовые особенности водных объектов своей местности и их обитателей, о которых сообщалось на уроках по окружающему миру (см. «Окружающий мир», 3 класс, авторы – В.А. Самкова, Н.И. Романова);
2) принять полезные для здоровья солнечные ванны на берегу реки, озера или моря (при условии их разумной организации, во избежание ожогов и солнечных ударов) (см. «Окружающий мир», 4 класс, авторы – В.А. Самкова, Н.И. Романова);
3) поиграть в подвижные игры со сверстниками или с родителями (см. «Окружающий мир», 1 класс).
Незабываемым становится и летний вечер на лугу, где можно полюбоваться разнотравьем, сделать красивые фотографии и уникальную видеосъёмку для предстоящих в новом учебном году конкурсов. Конечно, необходимо помнить о правилах поведения на лугу, чтобы не разрушить его уникальную экосистему.
Изучая окружающий мир, ребята получают удовольствие от общения с ним, а для взрослых, сверстников и малышей они могут стать настоящими экогидами, хорошо знающими представителей флоры и фауны родного края и умеющими правильно себя вести на природе, сохраняя её красоту и богатство.
Автор Ирина Емельянова,
кандидат педагогических наук, доцент,
методист издательства «Русское слово»