Уже более трёх лет в детских садах Краснодарского края активно внедряется программа «Мозаика» и программно‑методический комплекс «Мозаичный ПАРК». В чём их преимущества и почему педагоги с энтузиазмом включаются в работу по новой программе? На эти и другие вопросы отвечают заместитель руководителя Центра дошкольного образования издательства «Русское слово», кандидат биологических наук Елена Каралашвили и старший методист Центра дошкольного образования издательства «Русское слово» Любовь Павлова.
Что представляет собой программа «Мозаика» и ПМК «Мозаичный ПАРК»?
Е.К.: «Мозаика» – это современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования. Как и все новые программы, разработанные с учётом требований ФГОС ДО, «Мозаика» помогает педагогам детских садов обеспечить разностороннее развитие личности и способностей каждого ребёнка от 2 до 7 лет.
Более 30 дошкольных организаций Краснодарского края выбрали для реализации эту программу и комплекс «Мозаичный ПАРК», став в 2017 году апробационными площадками. Сегодня уже можно говорить об итогах и результатах. Чем же привлекает педагогов программа «Мозаика»? Отсутствием жёстко регламентированных форм организации детей, гибким режимом, построением образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с необходимым психолого-педагогическим сопровождением, возможностью объединить педагогов, детей и их родителей в единое содружество.
Л.П.: Полное методическое обеспечение программы представлено в комплексе «Мозаичный ПАРК». Он включает всё необходимое для детского сада: пособия для руководителей, воспитателей, методистов, психологов, музыкальных руководителей; игры, книги и развивающие тетради для детей разного возраста, а также оборудование для создания развивающей предметно-пространственной среды. Педагоги признают, что яркие, многофункциональные и безопасные игрушки очень нравятся детям, а разнообразие методической литературы, написанной ведущими учёными, педагогами, психологами, позволяет легко подготовить и провести практически любое мероприятие. В числе авторов пособий – Ксения Белая, Елена Смирнова, Елена Арнаутова, Татьяна Волосовец и другие специалисты.
Как педагоги, остановившие свой выбор на ПМК «Мозаичный ПАРК», планируют образовательную деятельность?
Е.К.: Подходы, заложенные в программе «Мозаика», существенно отличаются от традиционных и при этом отвечают современным требованиям дошкольного образования. Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на неделю, они же определяют проектирование предметно-развивающей среды и выбор содержания деятельности. Педагоги отмечают, что такое планирование очень удобно. При этом, по желанию воспитателей, можно спланировать формы взаимодействия с детьми и на каждый день.
Важная особенность данного планирования – минимизация бумажной составляющей, что позволяет воспитателю высвободить больше времени для непосредственного общения, взаимодействия с детьми и их родителями. Помогают в этом «Журналы планирования образовательной деятельности в ДОО» наряду с «Журналами взаимодействия с родителями» и «Журналами педагогической диагностики» из серии «Педагогический портфель воспитателя».
Ещё одна серия пособий, облегчающих процесс планирования образовательной деятельности в детском саду, – «Картотека воспитателя». Каждое из них представляет собой 40 карточек с готовыми тематическими сценариями для занятий с дошкольниками, методические рекомендации по их проведению и дополнительные материалы. Авторы-разработчики данной серии стремились упорядочить новые и уже имеющиеся в практике работы формы организации образовательного процесса: прогулки, беседы, тематические недели и дни, опыты и эксперименты, образовательные проекты и др. Рекомендуемые темы бесед, игры, художественные произведения для детей, консультации для родителей – всё это широко используется воспитателями в ежедневной работе. В картотеках можно даже найти подсказки для оформления развивающей предметно-пространственной среды.
Как создается развивающая среда в детских садах с помощью ПМК «Мозаичный ПАРК»?
Л.П.: Очевидно, что развивающая предметно‑пространственная среда – важный источник познания окружающего мира. Она обеспечивает возможности общения, совместную деятельность детей и взрослых. В её создании нашим педагогам помогают методические пособия «Развивающая предметно‑пространственная среда в детском саду» и «Игры и игрушки вашего ребёнка». Педагоги творчески подходят к этому интересному и непростому делу и с удовольствием делятся опытом с коллегами. Например, придумывают дидактические игры, разработанные на основе оборудования ПМК «Мозаичный ПАРК». Конструкторы, мозаики и пазлы, множество игрушек из дерева, настольные игры, наборы для сюжетно-ролевых игр, оборудование для двигательной активности – всё это открывает широкие возможности для речевого, познавательного, эмоционального и физического развития. Большинство педагогов отмечают, что дети, которые посещают группы, где реализуется программа «Мозаика», самостоятельны, общительны, активны.
Расскажите, какие развивающие издания для детей входят в «Мозаичный ПАРК».
Е.К.: Издания ПМК «Мозаичный ПАРК» охватывают все возрастные группы дошкольников. Воспитанники младших групп с удовольствием занимаются с книгами-пазлами серии «Мозаика развития», книжками‑игрушками «Отгадай, поиграй!», ребята постарше мастерят фигурки животных, автомобили и поезда, используя серию «Сделай сам из бумаги». Старшим дошкольникам и будущим первоклассникам интересны и полезны рабочие тетради «Готовимся к школе!», кроссворды, тетради для работы в паре «Играем и рисуем вместе!», энциклопедии, а также развивающие тетради «Я люблю свою семью», «Я люблю свою страну» и «Я люблю свою планету». Для всех возрастных групп изданы хрестоматии со сказками, стихами, рассказами, загадками, песенками и потешками, а также раскраски.
Какие ещё проекты реализуются Центром дошкольного образования издательства «Русское слово»?
Е.К.: В этом году мы открыли новую апробационную площадку, которая затрагивает ещё одну актуальную задачу дошкольного образования – организацию работы с самыми маленькими дошкольниками (от рождения до трёх лет). Я говорю о площадке по внедрению программы для детей раннего возраста «Первые шаги». Сегодня участниками этого проекта являются 46 детских садов Краснодарского края. Работа идёт, и мы открыты для взаимодействия. Мы очень рады активности педагогов из Краснодарского края: они участвуют в семинарах, совещаниях, конкурсах, готовы делится опытом с коллегами.
Что посоветуете руководителям и педагогам детских садов, желающим присоединиться к вашей программе?
Л.П.: Всех, кто интересуется продукцией ПМК «Мозаичный ПАРК», мы приглашаем на вебинары. Они бесплатны и проводятся ежемесячно. Прошедшие вебинары доступны в записи на официальном сайте издательства «Русское слово» (http://русское-слово.рф/). Также мы приглашаем детские сады к участию во Всероссийских конкурсах среди педагогов, которые мы проводим два раза в год. На сайте можно посмотреть широкий ассортимент наших изданий и оборудования. И, разумеется, специалисты Центра готовы к профессиональному общению и оказанию необходимой методической и организационной поддержки педагогам и руководителям ДОО. Мы с радостью ждём новых участников в нашей дружной команде!
Центр дошкольного образования издательства «Русское слово»
Тел.: +7 (499) 689-02-65 (доб. 560), +7 (963) 718-03-42
е-mail: doshkolniki@russlo.ru