В Институте демографических исследований РАН в смешанном формате (онлайн- и офлайн-выступлений) состоялся научно-практический семинар «Социально-экономическое развитие моногородов Урала», на котором рассматривались актуальные проблемы развития современных моногородов. В обсуждении приняла участие представитель издательства «Русское слово» Хмайра Загладина, кандидат исторических наук, руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства, член Научного совета по воспитанию РАО, член Координационного совета при Общественной палате РФ по развитию добровольчества, научный руководитель сети инновационных площадок.
Открыл семинар Сергей Рязанцев член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, директор ИДИ ФНИСЦ РАН. В выступлениях сотрудников института – к.э.н., заместителя директора ИДИ ФНИСЦ РАН Вадима Безвербного, к.п.н., ведущего научного сотрудника Максима Фомина, к.геогр.н., старшего научного сотрудника Николая Микрюкова и др. был дан всесторонний и глубокий анализ положения современных моногородов Уральского федерального округа (Урало-Сибирского макрорегиона).
В ходе семинара обсуждались вопросы привлечения дополнительных инвестиций в моногорода, сотрудничества государства и частного сектора, создания новых рабочих мест, благоустройства городской инфраструктуры и предотвращения оттока молодёжи. Развитие туристической отрасли рассматривалось как один из факторов стабилизации и устойчивого развития моногородов.
Научная дискуссия о различиях в условиях развития моногородов Урала, Дальнего Востока и Камчатки, о сценарных особенностях решения непростых проблем моногородов вызвала бурный интерес у участников семинара и активное их включение в обсуждаемые вопросы.
Хмайра Загладина высказала мысль о том, что «оживление» моногородов России, в которых проживает большое количество россиян и, конечно, молодёжи, необходимо рассматривать в контексте образовательной политики.
«Исключительно важное место в продвижении нашего общества вперёд, в развитии регионов – особенно моногородов – занимает работа с молодёжью, формирование у неё социальной ответственности и гражданской позиции,– сказа она. – Молодёжь сегодня стоит лицом к лицу перед серьёзными вызовами, размываются ценностные ориентиры, многие уезжают, покидая свою малую родину, не видя перспективы. Мало говорить подросткам о патриотизме и гражданской активности, нужно вовлекать их в реальные полезные дела, жизнь района (города), решение социально значимых проблем, в волонтёрские проекты. Необходимо создавать как можно больше «точек притяжения» для молодёжи – клубов по интересам, волонтёрских, культурных центров. Очень востребованы сегодня новые профориентационные программы, а также работа с подростками в области профессионального самоопределения. Механизмы и инструменты для этого есть, их надо знать и уметь использовать».
Хмайра Загладина рассказала об успешных примерах работы со школьниками и студентами колледжей на инновационных площадках издательства «Русское слово».
В издательстве подготовлены и апробированы учебно-методические комплекты по развитию добровольческого (волонтёрского) движения в школах и колледжах: УМК «Дорогою добра» и «Волонтёрство: шаг за шагом» (авторы Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина).
Организация и проведение профессиональных проб для школьников на базе учреждений среднего профессионального образования и на предприятиях родного города позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, которые очень востребованы сегодня.
УМК «Выбираем профиль обучения» (Г.В. Резапкина) и «Профессиональный навигатор» (М.В. Антонова) по профессиональному самоопределению подростков знакомят их с особенностями развития современного рынка труда в России, с новыми трендами, технологиями, перспективными профессиями.
Системная работа в области профессионального самоопределения, проведение мастер‑классов по профессиям, участие в профессиональных пробах на предприятиях города дают шанс молодёжи остаться на малой родине и самореализоваться в своём регионе (городе).