А вы знаете, почему Илью Муромца называют богатырём? Нет, сейчас я не говорю о содержательной стороне былин и сказаний. Я говорю о значении слова «богатырь». От какого слова оно произошло? И что оно обозначало?
Интересуясь составом слов (т.е. разбирая слова по частям), маленький Саша пришёл из детского сада очень расстроенный: «Мама, ребята смеялись, когда я разделил слово "богатырь" на 2 части: "бога" и "тырь". Ну ведь есть слово "бог"… А "тырь"?»
Да, к познавательному интересу ребёнка необходимо относиться серьёзно, всячески его поддерживать, иначе он (интерес) просто исчезнет, следовательно, исчезнет и мотивация к дальнейшему обучению, особенно в столь раннем возрасте!
К сожалению, многие взрослые на подобные вопросы отвечают детям: «Не знаю… Мне не до этого!» А как же поступить в этой ситуации правильно? Тут помочь может даже шестиклассник, не говоря уже о родителях маленького почемучки, ведь в школе на уроках русского языка изучают этимологию слов, и подобное задание имеется в рабочей тетради В.Л. Скляровой, Т.В. Фоминой к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык». Изучается также и этимология географических названий.
Да, задания в рабочих тетрадях достойны внимания родителей и учителей, ведь ребёнку необходимо понимать, что он уже изучил, а что следует повторить, углубляя свои знания. Возвращаясь к тексту задания 21, конечно же, необходимо сказать о его воспитательном потенциале. Работая с фольклорными текстами, ребята расширяют представления о культуре своего народа и других этносов, развивают эстетический вкус, усваивают нравственные ценности и поведенческие нормы.
Обратите внимание на тексты о семье, о народных промыслах и памятниках архитектуры. Работа с ними способствует пониманию того факта, что все материальные и духовные ценности созданы трудом человека.
А что такое дуб-богатырь? Почему его так называют? Об этом тоже можно узнать из текста школьного задания, а заодно и понять, как важно бережно относиться к природе. Через эстетическое восприятие родной природы у ребят формируется экологическое сознание.
Использовать рабочие тетради В.Л. Скляровой, Т.В. Фоминой к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» можно как в школьном курсе русского языка, так и для самостоятельного повторения материала дома. Читая тексты разной тематики и выполняя задания, учащиеся обогащают свои знания, обращают внимание на то, что они уже знают, что необходимо повторить, а что изучить. Так происходит процесс формирования функционально грамотной личности. И в будущем наши воспитанные и образованные дети станут теми взрослыми, кто сможет дать ответы следующему поколению, кто обучит и воспитает своих детей понимающими, стремящимися к новым знаниям и бережно относящимися к родной природе и культуре своего народа.
Успехов Вам и Вашим детям!
Автор – методист издательства «Русское слово» Яна Аксёнова