В октябре – ноябре 2021 года Институтом управления образованием Российской академии образования совместно с Академией Минпросвещения России проводится обучение по дополнительной программе профессиональной переподготовки «Формирование кадрового резерва для системы управления качеством образования». С лекцией в рамках этой программы выступила Хмайра Загладина, руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово», кандидат исторических наук, член Координационного совета при Общественной палате РФ по развитию добровольчества, научный руководитель сети инновационных площадок.
В своей лекции «Общественные объединения в воспитании и образовании обучающихся» Хмайра Загладина отметила, что в условиях информационной революции и цифровизации стремительно меняется мир детства ребёнка, школа теряет монополию на воспитание и социализацию, необходимость новых подходов, инновационных программ и новых практик воспитания становится всё более очевидной.
Спикер напомнила, что вопросы воспитания подрастающего поколения сегодня становятся не только в центре образовательной политики, но и в центре государственной политики России. Принята Примерная программа воспитания, которая призвана активизировать воспитательную работу. Наряду с детскими общественными объединениями, которые существуют в общеобразовательных организациях, появляются новые формы детских активностей. Речь идёт о детско‑юношеских объединениях, действующих на базе города, области, региона и страны.
«Традиционные институты воспитания, такие как школа, не всегда успевают оперативно реагировать на новые вызовы и справиться с серьёзными задачами воспитания. Поэтому большое значение имеет межведомственное, государственно-частное и общественно‑государственное партнёрство, взаимодействие школ со структурами культуры и спорта, с социально-ориентированными некоммерческими организациями, муниципальными властями, с бизнесом, с ветеранскими организациями…», – сказала Хмайра Загладина.
Общественные организации и многие благотворительные фонды («Галчонок», «Подари жизнь», «ФОКУС-МЕДИА», «Созидание», «Фонд Хабенского», «Поколение ЛЕКС» и др.) имеют свои образовательные программы, сотрудничают со школами, детскими кубами, дворцами творчества, проводят обучающие семинары и вебинары со школьниками, педагогами и родителями. Сегодня можно говорить о высоком образовательно-воспитательном потенциале этих структур гражданского общества. Они привлекают к работе профессионалов высокого уровня; учитывают современные тенденции в молодёжной среде, говорят с молодёжью на её языке, используют элементы цифровой культуры и современного искусства; активно работают в сетях, используют современное мультимедийное сопровождение, интернет-жанры – челленжи, баттлы и т.д.
В ходе лекции Хмайра Загладина рассказала о крупных детско-юношеских организациях, которые начинают всё больше влиять на образовательную повестку и завоевывать образовательное пространство. Среди них «Российское движение школьников», которое объединяет свыше 500 тысяч детей и 19 тысяч образовательных учреждений из 85 субъектов России, Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), «Юнармия», «Школа безопасности», детское экологическое движение «Зелёная планета». В составе «Ассоциации волонтёрских центров» и движения «Волонтёров-медиков» также действуют отряды школьников.
«Никакие преобразования в нашей стране невозможны без гражданской активности и социальной ответственности молодого подрастающего поколения. Мы все понимаем, вовлечение детей и подростков в активные воспитательные практики, в поток общественно значимых дел – это задача современных педагогов. Большое значение имеет воспитательная среда школы, система воспитания, наличие программ и курсов, которые помогут сформировать у детей ответственность за порученное дело, потребность помогать, сопереживать, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается», – отметила Хмайра Загладина, завершая выступление.
В издательстве «Русское слово» вышла книга «Российское движение школьников: новые векторы воспитания» (автор‑составитель – Е.А. Белорыбкина, руководитель Корпоративного университета Российского движения школьников, кандидат педагогических наук).
Книга содержит методические материалы, разработанные и апробированные проекты, конкурсы, акции, квесты, флешмобы, проведённые Российским движением школьников. Они могут быть использованы при составлении рабочих программ воспитания, планов классных руководителей, курсов внеурочной деятельности, для разработки дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся с 1-го по 11-й класс.
Курс «Дорогою добра» (авторы – Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина) по развитию добровольчества, который был создан в рамках в рамках федерального проекта «Социальная активность», поможет педагогу, вожатому или классному руководителю выстроить систему развития добровольчества в школе.
Подробнее ознакомиться с представленными книгами и пособиями можно на сайте издательства «Русское слово» и в интернет-магазине.