«Эту песню мама пела…»:
тема матери и работа с родителями в учебниках начальной школы
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос.
Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной.
Его не спутаешь ни с одним другим голосом.
Даже когда станешь взрослым,
всегда будешь помнить мамин голос,
мамины глаза, мамины руки.
(Ю. Яковлев «Мама»)
Весь мир маленького ребёнка – это его семья. А главный, самый близкий человек в этом мире – мама. На первом этапе жизни, до нескольких месяцев, ребёнок не отделяет себя от мамы; но и по мере взросления, уже ощущая себя самостоятельным, он сохраняет связь с ней. Конечно, в учебниках для начальной школы тема матери имеет особое значение.
Концепция УМК «Литературное чтение» для 1–4 классов Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой отражает изменения в мировоззрении ребенка: сначала всё вокруг он воспринимает через призму собственного «я» (поэтому в первом классе произведения сгруппированы в разделы «Я и моя семья», «Я и моя страна», «Я и мои друзья», «Я и мои дела»). Затем, во 2–3 классах, дети уже способны представить себя частью группы – будь то семья, класс или жители одной страны («У нас дома», «Мы играем», «Наша природа», «Наше Отечество», «Мы трудимся»). И неизменно в учебниках для каждого класса есть произведения о маме – о человеке, который помогает открывать и познавать мир, строить отношения с другими людьми, формирует жизненные ориентиры.
На что же обращают внимание писатели, говоря о значении мамы для маленького человека? Спокойствие ребёнка, его радость и хорошее настроение зависят от мамы:
Яблоко
Стало невкусным.
Весёлое
Сделалось грустным.
Сахар —
Не сладкий.
Соль —
Не солёная.
Дождик —
Не мокрый.
Трава —
Гром
На кого-то
С неба
Ворчит.
Мама не хочет
Со мной разговаривать.
Мама молчит.
(Л. Николаенко «Весёлое сделалось грустным», 3 класс)
Когда мама рядом, всё вокруг преображается – ребёнок чувствует себя сильным и уверенным, мир вокруг уже не пугает его:
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть — я сам!
(И. Токмакова «Почитай мне, мама!», 3 класс)
В один из главных праздников для ребёнка – «Мамин день», 8 марта, каждый хочет выразить свою любовь к маме:
Всё хожу, всё думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?..
(Е. Благинина «Мамин день», 1 класс)
Мамин день! Мамин день!
Платье лучшее надень!
Утром встань пораньше,
В доме прибери,
Что-нибудь хорошее
Маме подари.
(О. Высоцкая «Дорогая наша мама», 1 класс)
При этом детские писатели в своих произведениях отмечают (чаще всего с юмором), что помощь маме требуется всегда, не только в праздник (Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», 1 класс, А. Барто «Три очка за старичка», 4 класс).
Восхищение вызывает удивительная способность матерей к самопожертвованию: чтобы спасти своих детей, они отдают лучшее, что у них есть: силу, красоту, здоровье, – об этом рассказ И. Панькина «Откуда у моряков взялась сила» (3 класс). Благословение матери, даже если её нет в живых, оберегает и защищает ребёнка (русская народная сказка «Хаврошечка», 2 класс).
Мама поёт своему малышу колыбельные, успокаивая его, передавая свою любовь и ласку (колыбельные песни представлены в учебнике 2 класса). Мама учит терпению, трудолюбию, знает, как сохранить радость, мир и покой в семье (рассказ «На кончике нитки» З. Воскресенской, 4 класс).
Однако не все дети умеют понимать и ценить любовь своих матерей, помогать им самим в трудной ситуации (рассказ О. Высоцкой «Как Луна рассердилась», 3 класс; татарская народная сказка «Три дочери», 3 класс).
Можно отметить, что авторы учебников по литературному чтению представили произведения, показывающие не только огромную роль мамы в жизни ребёнка, но и значение самого ребёнка для матери, сложности в их отношениях, её безграничную способность понимать, прощать и направлять, не поучая.
Тема матери освещена и в учебниках по русскому языку для начальной школы (авторы Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова). К помощи родителей, прежде всего мамы, детям предлагают обратиться некоторые задания в учебниках (написать о происхождении своего имени, своей фамилии, найти с помощью родителей тот или иной материал или справочную статью). Но тема мамы как самого главного человека в жизни ребёнка затрагивается и в самих текстах.
В «Букваре» на основе стихотворения О. Высотской «У мамы немало забот и хлопот…», в 1 классе с помощью рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой», во 2 классе в стихотворении Е. Благининой «Мама спит, она устала…», в 3 классе в рассказе В. Осеевой «Лекарство» раскрывается тема помощи по дому маме, уважению к её домашнему труду. Ко дню рождения мамы и к празднику 8 Марта ученики делают открытки, пишут тексты поздравлений, создают подарки своими руками.
Некоторые упражнения в учебниках посвящены теме маминых профессий (2 класс), совместных путешествий и наблюдений за природой (3 класс). В 4 классе школьникам предлагается прочитать размышление о маме (текст Г. Цыферова) и написать свой собственный текст о том, за что бы хотелось поблагодарить свою маму.
УМК по музыке для 1–4 классов Д.А. Рытова также предлагает материал, раскрывающий тему материнства. Например, во 2 классе школьники разучивают и исполняют произведение М. Пляцковского и М. Парцхаладзе «Мамина песенка», в 3 классе – сочинение Ю. Энтина и Ж. Буржоа «Мама — первое слово, главное слово...». В 3 классе происходит знакомство с произведениями великих композиторов: «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова, «Ave Maria» Ф. Шуберта, «Мама» П. Чайковского. Ученики анализируют прослушанную музыку, определяют её характер. Также в 3 классе школьники знакомятся с произведениями живописи, отражающими тёплое отношение к маме: «Материнство» В. Максимова, «Молодая мать за шитьём» М. Кассат.
Учебники «Технология» для начальной школы (автор Л.Ю. Огерчук) воспитывают у детей потребность помогать мамам в работах по дому. Этому посвящён раздел «Технологии самообслуживания и ведения домашнего хозяйства». В рамках его изучения дети в первом классе приобретают навыки уборки в комнате и на кухне, знакомятся с правилами ухода за домашними растениями и животными, с осенними и весенними работами в саду, огороде и в цветнике; во 2 классе учатся стирать одежду, ухаживать за обувью, выращивать комнатные растения из семян; в 3 классе узнают особенности ухода за домашними животными, приобретают навыки ремонта одежды и сервировки праздничного стола; в 4 классе изучают способы размножения декоративных растений, осваивают навыки ремонта книг и многое другое.
Забота о мамах также проявляется и в создании подарков для них. Так, в 1 классе есть урок «Открытки к 8 марта», в рамках которого предлагается изготовить мамам праздничные открытки, а в 4 классе дети учатся делать прихватки и грелки на чайник, которые также могут стать подарками для мам.
Особое внимание в учебнике уделяется расширению опыта позитивного взаимодействия в семье в процессе выполнения творческих проектов. Так, например, в учебнике для 1 класса есть задания украсить с родителями новогоднюю ёлку, собрать вместе с ними природные материалы для поделок, во 2 классе – вместе с родителями заготовить дома тесто, в 3 классе – собрать модели машин из деталей конструктора в компьютерной программе.
Так или иначе – с помощью совместных дел, чтения или слушания произведений о маме, изготовления подарков – тема любви к самому близкому человеку, заботы о нём и благодарности затрагивает практически все учебники для младших школьников и оставляет свой отклик в их маленьких сердцах.
Редакторы центра «Начальная инновационная школа»
А.Г. Нестеренко, А.А. Скугаревская, Е.Ю. Петухова, О.О. Смирнова