Три века на страже закона. К юбилею российской прокуратуры
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
12.01.2022
Три века на страже закона. К юбилею российской прокуратуры

Указ Петра I об учреждении Российской прокуратуры300 лет назад, 12 января 1722 г., была учреждена российская прокуратура. В указе императора Петра I Правительствующему сенату говорилось: «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Создавая прокуратуру, Пётр ставил перед ней задачу «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Согласно замыслу монарха, прокуроры не принимали участия в возбуждении и решении дел, а лишь осуществляли надзор за их ведением. Генерал-прокурор контролировал исполнение в Сенате, суде и других государственных учреждениях норм закона и царских указов.

Павел Иванович ЯгужинскийПервым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский – человек, пользовавшийся особым доверием императора. В речи, обращённой к сенаторам, Пётр, показывая на Ягужинского, сказал: «Вот моё око, коим я буду видеть». Современники отмечали честность и неподкупность Ягужинского, характеризовали его как человека, никогда не отрекающегося от своего мнения, презирающего всякие сделки с совестью. Последующие российские генерал-прокуроры были в большинстве своём незаурядными людьми, ревностно исполнявшими служебные обязанности. Некоторые из них внесли значительный вклад не только в укрепление правосудия, но и в сокровищницу российской культуры, например, поэты Гавриил Романович Державин и Иван Иванович Дмитриев, основатель литературного общества «Арзамас» Дмитрий Васильевич Дашков.

При императоре Александре I c 1802 г. институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.

В результате Судебной реформы Александра II 1864 г. значение прокуратуры выросло. Было определено, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые… должны иметь “товарищей” (заместителей)». Император назначал генерал-прокурора, а он – нижестоящих прокуроров. На прокурора был возложен надзор за дознанием по уголовным делам. Он мог лично присутствовать при производстве следственных действий, знакомиться с материалами дела. Прокурорский надзор в значительной степени предотвращал и устранял нарушение полицией, проводившей дознание, прав участников уголовного судопроизводства.

Участие прокурора в судебном разбирательстве приобрело гуманистическую направленность. Прокурор имел право отказа от обвинения, если приходил к выводу о невиновности подсудимого. Таким полномочием в других государствах прокуроры не обладали.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований"Прокуроры осуществляли надзор за судебной деятельностью. Прокурор мог привлекать к ответственности лиц, допустивших «в судебном установлении накопление дел, медленность или остановку в их движении либо отступления от законного порядка», производить ревизию судов. В обязанности прокуроров входил также надзор за законностью содержания лиц в местах заключения и содержания под стражей.

Итогом Судебной реформы стало превращение отечественной прокуратуры в независимый орган государства, к обязанностям которого относилось обеспечение прав и законных интересов жителей Российской империи. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и увольнялись рескриптом императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение осуществлял генерал-прокурор. Прокуроры всех уровней назначались пожизненно.

Революционные события 1917 г. открыли новую страницу в истории российской прокуратуры. В ноябре 1917 г. были упразднены все существовавшие ранее суды. Вместе с этим большевиками были уничтожены институты судебных следователей, прокурорский надзор и институт адвокатуры. В мае 1922 г. в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР появилась Государственная прокуратура. Этот орган получил существенно меньшие, по сравнению с дореволюционными, полномочия:

— осуществление надзора от имени государства;

— непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, органов государственного политического управления;

— поддержание обвинения в суде;

— наблюдение за содержанием заключённых под стражей.

В 1923 г. была образована Прокуратура Верховного суда СССР. Она получила право создавать законопроекты и голосовать в заседаниях высших органов власти. В 1926 г. прокурорам разрешили производить предварительное расследование, необходимое для надзора за законностью в гражданском и уголовном судопроизводстве.

В декабре 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР, определившее правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного суда СССР упразднялась. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР (первым прокурором СССР стал Иван Алексеевич Акулов) и был подотчётен ему, а также его Президиуму. Помимо этого, прокурор Союза ССР был подотчётен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора СССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Положение о Прокуратуре Союза ССР определило и круг деятельности прокуратуры на протяжении следующих десятилетий. Прокуроры были обязаны надзирать за исполнением законов судами, дознанием и предварительным следствием, а также следить за работой милиции и тюрем. Кроме того, они также имели право возбуждать уголовные дела и поддерживать обвинения во всех судах на территории СССР.

С самого начала Великой Отечественной войны работа органов прокуратуры была перестроена на военный лад. Работа военной прокуратуры в основном сводилась к общему надзору за законностью в армии и уголовному преследованию преступлений. В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Они вынуждены были вникать практически во все стороны жизни армии, такие как обеспечение подвоза продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых, воинская дисциплина, и многие другие вопросы. Нередко военные прокуроры участвовали в боевых действиях, когда этого требовала обстановка, многие отдали жизнь ради победы над врагом.

В тылу важной задачей органов прокуратуры являлась борьба с нарушениями трудовой дисциплины, хищениями товаров и государственных средств, противодействие другим преступлениям.

Роман Андреевич РуденкоРаботники прокуратуры провели огромную работу по разоблачению нацистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях СССР. Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.

В заключительной речи обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе Роман Андреевич Руденко сказал: «Во имя священной памяти миллионов невинных жертв фашистского террора, во имя укрепления мира во всём мире, во имя безопасности народов в будущем мы предъявляем подсудимым полный и справедливый счёт. Это – счёт всего человечества, счёт воли и совести свободолюбивых народов. Пусть же свершится правосудие!» Доводы Р.А. Руденко легли в основу признания агрессивной войны тягчайшим преступлением.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. указом Президиума Верховного Совета СССР на Генерального прокурора СССР была возложена обязанность по осуществлению высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

Согласно закону о прокуратуре СССР, принятому в ноябре 1979 г., основными направлениями деятельности прокуратуры являлись высший надзор за исполнением законов; борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений. Прокуратура совместно с другими государственными органами должна была разрабатывать меры предупреждения преступлений и иных правонарушений, а также участвовать в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплён принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Прокуратура Российской Федерации

В соответствии с новым законом упразднён надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Прокуроры получили право возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование. Иным стало содержание прокурорского надзора. В настоящее время разделены полномочия Следственного комитета и Генеральной прокуратуры. Это позволяет прокурорам сосредоточиться на своей главной функции – надзоре за соблюдением Конституции, прав и свобод человека и исполнением законов. Приоритетные направления деятельности современных органов прокуратуры – борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. Одно из самых динамично развивающихся направлений работы российской прокуратуры – противодействие криминальной активности в Интернете.

Высшее должностное лицо в системе российской прокуратуры – Генеральный прокурор Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий – 5 лет. С 22 января 2020 г. должность Генерального прокурора Российской Федерации занимает Игорь Викторович Краснов.

Три столетия отделяют нас от учреждения отечественной прокуратуры. С тех пор многое изменилось, но незыблемым остаётся её главное предназначение – верой и правдой служить России, стоять на страже закона.

Татьяна Стецюра, кандидат исторических наук,

ведущий редактор Центра историко‑обществоведческих

дисциплин издательства «Русское слово»

История России. 6-11 классы

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары