«Чтобы иметь учеников, надо их любить...»
Д.Н. Ушаков
Вопросам профессиональной компетентности педагога в наши дни уделяется пристальное внимание... Поэтому предлагаем поговорить об известном учёном, о его трудах и о тех результатах, которых он добился не только благодаря своей научной деятельности, но и благодаря доброте, открытости и умению быть учителем с большой буквы. Итак, лингвист Дмитрий Николаевич Ушаков...
Для большей точности обратимся к документам из архива РАН:
Ушаков Дмитрий Николаевич (1873–1942). Лингвист, член-корреспондент АН СССР (1939). Работал в Научно-исследовательском институте языка и литературы РАНИОН (1920–1929), в Институте языка и письменности АН СССР (1939–1941). Преподавал на Высших женских педагогических курсах и Московских высших женских курсах (1907–1918), в Московском университете (1907–1930), в Московском институте истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского (1934–1941), Институте слова, Литературном институте им. М. Горького и др.
Особый акцент хотелось бы сделать на том, что Ушаков был прекрасным преподавателем, педагогом, учителем. Работая над своими трудами по языкознанию, диалектологии, орфоэпии, орфографии, говоря о необходимости проведения реформы русской орфографии, он прекрасно понимал, как именно нужно передать свои знания, как именно научить, как «заразить» идеей учиться и совершать открытия. Да, Дмитрий Николаевич понимал, как необходимо обучать! Впоследствии многие его ученики, такие как Р.И. Аванесов, П.Г. Богатырёв, Г.О. Винокур, С.С. Высотский, И.Г. Галанов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, Р.О. Якобсон, станут великими учёными. Ведь Ушакову удастся не только поделиться с ними знаниями, но и воспитать в учениках любовь к языку и лингвистике, неудержимое стремление к исследованиям и научным познаниям!
Д.Н. Ушаков утверждал: Правильному литературному языку можно научиться и из книг, написанных немосквичами, и из устной речи немосквичей, правильному же произношению — только путём знакомства с устной речью москвича...«. Также Дмитрий Николаевич давал уроки в театрах, театральных институтах. Что это были за уроки? Уроки орфоэпии и орфографии. Ушаков обучал тому, как правильно воспроизводить говоры.
Современные школьники узнают о деятельности учёного и его достижениях на уроках русского языка и русского родного языка. В учебниках издательства «Русского слова» есть отдельная рубрика, посвящённая отечественным филологам.
Конечно же, на уроках и дома ребята учатся работать со словарями, в том числе и с «Толковым словарём русского языка» Д.Н. Ушакова: сравнивают его с современными словарями, обсуждают и рассуждают, делают выводы об изменениях в русском языке.
Труды великого учёного, лингвиста, педагога современный учитель использует в своей практике на уроках русского языка и русского родного языка. Дмитрий Николаевич Ушаков — один из тех людей, которых необходимо ставить в пример нашим ученикам, а также и нам самим можно многому у него поучиться.
Каждый человек учит кого-то в том или ином смысле, мы своим примером учим жить младшее поколение и учимся чему-то у старшего. Дорогие читатели, пусть на жизненном пути вам встречаются лучшие учителя и самые любознательные ученики!
Яна Аксёнова,
методист издательства «Русское слово»