Насколько хорошо мы с вами, уважаемые учителя, изучили последние нормативные документы: ФГОС НОО и ФГОС ООО, утверждённые Министерством просвещения 31 мая 2021 года, — и что для себя вынесли... Именно многоточие и определяет наш последующий разговор. Обсуждение этой интересной темы, а точнее проблемы, назревало давно. В контексте
«единства образовательного пространства Российской Федерации» (цитата из документов) речь пойдёт о
«единстве обязательных требований к условиям реализации программ» начального и основного общего образования. И вот здесь очень хочется обратить ваше внимание на следующую формулировку:
«ФГОС разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов РФ, ориентирован на ознакомление обучающихся с доступными для них сторонами многообразного цивилизационного наследия России, на расширение представлений об историческом и социальном опыте разных поколений россиян...». Вот она — наша точка отсчёта!
Язык, как объективная часть окружающего нас мира, указывает на исторический, социальный и культурный опыт человечества. Вот что важно! И нас, учителей, преподающих
русский язык и
литературу, это должно сориентировать на осмысление своей профессиональной деятельности. Я имею в виду, конечно, изучение родных языков и
русского как родного языка русского народа. Несколько лет назад, после введения новой предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и, соответственно,
«Родной язык и родная литература», в педагогическом сообществе звучал вопрос:
«Зачем нам второй русский?». Это, на мой взгляд, показало, насколько мы «профпригодны», потому что за тем, как создать условия для работы «с новым», мы забыли рассмотреть его содержание, увидеть огромные возможности, которые представляет нам курс
родного русского языка.
Конечно, так было не везде. Большое количество регионов нашей страны сразу включились в работу, особенно там, где присутствуют и изучаются другие родные языки. Непонимание в сообществе педагогов, в принципе, прошло... Теперь мы, учителя-словесники, уже делимся опытом друг с другом и не устаём говорить о творчестве на уроках
русского родного языка... И снова многоточие. Потому что мы, сотрудники издательства, чей
УМК по русскому родному языку получил высочайшую оценку у учителей страны, до сих пор получаем неоднозначную информацию о школах, которые «отменили» изучение русского родного языка, «потому что это сказано во ФГОСах...», о библиотекарях, которые таким же образом ссылаются на документы, так же «прочитав» их.
Давайте снова обратимся к нормативным документам. К формулировке
«В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули)...» прилагается таблица с перечнем предметных областей и учебных предметов, изучаемых в них. Там во второй графе (ФГОС НОО и ФГОС ООО) вы найдёте нужную для нас информацию об изучении «родного». И ключевые слова здесь —
«обязательные для изучения»! Дальше идёт разъяснение о том, что со стороны образовательной организации должны быть созданы условия для реализации и подключены родители в качестве законных представителей. Именно они выбирают тот или иной язык в качестве родного, что естественно и закономерно (если помните, изучение предметной области
«Основы религиозных культур и светской этики» тоже проходит по такому протоколу — мы обязательно получаем от родителей соответствующий документ, так как речь идёт о правах ребёнка в целом). Кстати, информация о создании условий и родителях была изначальна, ещё в предыдущих стандартах. Вот и задумываешься о читательских умениях взрослых — нас с вами...
Хотя, наверное, важно другое. Стратегия государственной национальной политики нашей страны указывает на единый культурный код современного российского общества —
сохранять и развивать русскую культуру и язык в интеграции с культурным и историческим наследием всех народов РФ (Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 года № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666»). И
это отражено во ФГОС. Это должно быть в наших головах и сердцах! Отношение к языку — отношение к себе! Мы должны научить этому наших детей! Держаться за свои корни, язык, культуру — естественное человеческое поведение, и понимать это — значит идти в ногу со временем. Вы с нами?!
Ирина Громовик, методист издательства «Русское слово»