Масленица – один из самых интересных, долгожданных и «вкусных» народных праздников в году. Как известно, Масленая неделя предшествует строгому Великому посту, который длится сорок дней и подготавливает верующих к празднику Воскресения Христова (Пасхе). Чтобы легче было перейти на растительную пищу, за неделю перед Великим постом установлена Масленая, или Сырная, неделя.
Вместе с тем, праздник Масленицы имеет древние корни, и отмечали его задолго до принятия христианства на Руси. Празднование начиналось строго в одно и то же время – с 21 по 28 марта, что было обусловлено днём весеннего равноденствия. Празднование Масленицы знаменовало окончание зимы и начало весны. Природа пробуждалась от зимнего сна, таяли снега, начинался новый жизненный цикл. Проводы зимы у славян были посвящены богу Велесу – покровителю скотоводства. Олицетворением Велеса считался медведь, которого называли комом. С приходом весны эти звери пробуждались после спячки. Женщины пекли лепёшки, затем относили их в лес и оставляли медведю – хозяину леса, тем самым задабривая его. Есть версия, что так появилось выражение: «Первый блин – комам».
С течением времени праздник претерпел некоторые изменения, но не потерял своей привлекательности. С принятием христианства регулярные торжества и пиршества, гулянья и хороводы стали совпадать с началом Великого поста. В это время верующие христиане соблюдают различные ограничения: отказываются от употребления мясных продуктов, питаются умеренно, не сквернословят, соблюдают обеты.
Готовиться к празднику масленицы начинали заранее, примерно за пять дней до начала Масленой недели: тщательно убирали жилище, избавлялись от всего старого и ненужного.
Встреча – первый день праздничной недели. В этот день наряжали чучело Масленицы, которое устанавливали на самом видном месте. Люди пели песни, устраивали пляски и хороводы, катали чучело на конных упряжках, забавлялись играми на снегу. Вторник – Заигрыш. Во вторник проводили смотрины невест, сватались, планировали, как после Великого поста сыграть свадьбу. Начиналось время забав, катания с горок. В среду пекли блины и пироги, приглашали на угощение друзей, близких и знакомых. Оттого среду назвали Лакомкой. Зять навещал тёщу, которая угощала его блинами. Самый весёлый на Масленой неделе – это четверг, или Разгуляй. Масленицу называли широкой: люди повсеместно присоединялись к праздничным гуляниям, играли и водили хороводы вокруг чучела Масленицы, разводили костры и прыгали через огонь. Устраивались соревнования, кулачные бои, забеги, штурмы и взятие снежного городка. Пятница – Тёщины вечёрки. В этот день зятья приглашали тёщ в гости и потчевали их различными блюдами. В субботу продолжалось общение между родственниками: невестка накрывала стол и приглашала в гости сестёр мужа (золовок), отсюда и название – Золовкины посиделки. В качестве угощения обязательно подавались блины.
Завершается Масленая неделя Прощёным воскресеньем. Перед совершением подвига Великого поста надо очистить душу, простить всех. И самому попросить прощения у всех за грехи, которые мы совершили, если кого-то обидели. Просящий прощения говорит: «Прости меня Христа ради!». А тот, у кого просят прощения, отвечает: «Бог простит, и я прощу». В храмах в этот день совершается особое богослужение – чин прощения. Прощать и просить прощения надо искренне, честно.
«В нашей культуре очень тесно переплетаются дохристианские и христианские традиции. В Масленицу большое внимание уделялось теме семьи и продолжения рода. Поэтому очень важно говорить с учениками о необходимости сохранения семейных ценностей, а также бережного отношения к культурному и историческому наследию. Это особо подчеркивается на страницах учебников по основам духовно-нравственной культуры, выпущенных нашим издательством», – говорит Александр Алексеев, почётный работник общего образования РФ, советник генерального директора издательства «Русское слово».
Учебник «Православная культура» для 5 класса (авторы – И.В. Метлик, О.М. Потаповская) даёт пятиклассникам представления об исторических и культурных традициях православного христианства в связи с календарным циклом православных праздников. Этот учебник логически продолжает учебное пособие «Православная культура» для 6 класса (автор – И.В. Метлик).
Учебники «Основы православной культуры» для 5–6 классов (авторы – протоиерей Виктор Дорофеев, диакон Илья Кокин, О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко) дают возможность сформировать у детей ценностные жизненные ориентиры на основе духовно-нравственных норм Православия. Продолжением этой линии является учебное пособие «Основы православной культуры» для 7 класса (авторы – протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, Т.В. Склярова).
Издательством «Русское слово», помимо представленных выше линий учебников «Православная культура» и «Основы православной культуры», выпущены также линии «Основы религиозных культур народов России» (авторы – А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин) и «Основы светской этики» (автор – М.Т. Студеникин).
Ознакомиться подробнее с учебниками и пособиями по основам духовно-нравственной культуры народов России можно в каталоге на официальном сайте издательства «Русское слово».