Издательство «Русское слово» представляет книгу «Работаем с концептами: практикумы по русскому языку и литературе» для 9–11 классов. Что представляет собой концепт и как с ним работать на уроках? Ответ на этот вопрос даёт автор новинки Мстислав Шутан – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой историко‑филологических дисциплин Нижегородского института развития образования, заслуженный учитель РФ.
«В роли концепта всегда выступает имя существительное или слово, употреблённое в его значении (например, будущее, прошлое, настоящее), если на фоне его лексического значения, заданного самим языком, рассматриваются смыслы, уточняющие, как бы замещающие это лексическое значение. Сама работа с концептом немыслима без внимания к смыслам», – говорит Мстислав Шутан.
В его книге представлены дидактические материалы, на основе которых можно организовать системную работу с концептами. Для уроков русского языка подобраны концепты, где одно из лексических значений следует назвать терминологическим, причём имеющим отношение к лингвистической науке (например, слово, род, число, время).
Концепты, рассматриваемые на уроках литературы, относятся к двум типам: так называемые концепты-понятия (ум, гармония, воля, любовь, теория, правда, жизнь и т.п.) и концепты – символические образы (гроза, весна, солнце, звезда, дерево и т. п.). При этом один и тот же концепт-понятие, как объясняет автор книги, может быть реализован на основе разных образных концептов.
«В практикуме предлагается работа над концептами, "привязанными" к определённым разделам историко‑литературного курса. Например, концепт ум в связи с изучением комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", концепты гроза и воля в связи с изучением драмы А.Н. Островского "Гроза", концепт мир в связи с изучением романа Л.Н. Толстого "Война и мир", концепт правда в связи с изучением пьесы М. Горького "На дне", концепт солнце в связи с изучением романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"», – продолжает Мстислав Шутан.
Материалы книги помогут в развитии творческого мышления у школьников, в расширении их гуманитарного кругозора. Практикум будет полезен при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению в 11 классе. Книга предусматривает также возможности для проектной деятельности школьников.
Подробнее о работе с концептами на уроках русского языка и литературы можно узнать из авторских вебинаров М.И. Шутана. Их записи доступны на сайте издательства «Русское слово». Ранее «Русским словом» было выпущено пособие М.И. Шутана «Практикум по пунктуации», предназначенное для повторения, закрепления и систематизации знаний школьников по программе русского языка за курс 10–11 классов.