Новая редакция федеральных государственных образовательных стандартов, вступающая в силу с 1 сентября 2022 года, вносит коррективы в нашу будущую урочную деятельность. Многие учителя уже сейчас задумываются, как в следующем учебном году изменятся уроки в 1-х и 5-х классах, как уделить больше внимания личностным результатам и, в частности, воспитанию.
Повышенное внимание воспитанию в современных образовательных нормативных документах не является чем-то новаторским. Оно всегда шло рука об руку с предметным компонентом образования. Новая редакция федеральных государственных образовательных стандартов – не исключение. Конкретизация требований в секции, посвящённой достижению личностных результатов, призвана помочь современному педагогу в определении роли воспитания в учебном плане.
Адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды завязана на социальных взаимодействиях с людьми из других культур. И здесь английский язык выходит на передний план, потому что именно в лингвистической дисциплине как нигде удобно сделать акцент на социокультурном компоненте. А овладение социокультурными знаниями и умениями, в свою очередь, является обязательной составляющей предметных результатов по иностранному языку в соответствии с новыми ФГОС. Таким образом, осваивая лингвострановедческий материал, мы не только обращаем внимание учеников на тематическую лексику и реалии стран изучаемого языка, но и учим их грамотно взаимодействовать с иными культурами, одновременно представляя культуру своей страны, формируя российскую гражданскую идентичность.
Давайте рассмотрим, как такие подходы реализуются на практике. Для этого обратимся к УМК «Английский язык» (авторы – Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова) издательства «Русское слово». Стоит сразу отметить, что соответствующие рубрики и разделы присутствовали в учебниках задолго до внесения связанных изменений во ФГОС. Тем, кто уже занимается по нашим учебникам, перестраивать образовательный процесс практически не придется.
Реализация социокультурного компонента всегда строилась в учебниках на основе четырёх столпов, так называемых «четырёх F». Это известные и любимые многими Folk dance, Festivals, Food и Fairs. Знакомясь с культурой и традициями стран изучаемого языка, ученики не забывают и про Россию – все лингвострановедческие рубрики сопровождаются заданиями и упражнениями, призванными провести соответствующие параллели с аналогами в родной стране. Отдельного упоминания заслуживают задания из секций CLIL (Content and Language Integrated Learning), где, помимо предметных и личностных, отдельный упор делается на формирование метапредметных навыков и умений.
Дополняя вышесказанное, хочется ещё раз обратить внимание, что линия учебников «Английский язык» уже давно реализует современные, отвечающие всем нормативным требованиям системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению иностранным языкам. Правильно выбранный УМК – залог безболезненного перехода на новые ФГОС, лишённого мук поиска дополнительных материалов и перекраивания учебного плана!
Дмитрий Спицын,
методист издательства «Русское слово»
Подробнее ознакомиться с учебниками по английскому языку для начальной, основной и средней школы, а также с учебниками по немецкому и китайскому языкам можно на официальном сайте издательства «Русское слово» в специальном предметном разделе, посвящённом иностранным языкам.