«Нашим будущим владеет молодёжь.
Надо возродить у молодёжи веру в культуру.
Надо возродить у молодёжи гордость своей начитанностью,
знанием памятников классической литературы,
своей эстетической требовательностью…»
Д.С. Лихачёв
Время идёт, мир меняется. И нередко многое воспринимается нами исключительно по‑своему, исходя из собственных навыков и умений, исходя из личного опыта. И зачастую немного не так, а порой даже искажённо. Семья и школа – вот те социальные институты, тот ближний круг, который формирует мировоззрение наших детей. В наших силах, дорогие учителя, оказать влияние на подрастающее поколение, на их опыт, на их память… Ведь память – это не только то, что человек помнит о себе. Есть ещё и память народа, запечатлённая в произведениях художественной литературы.
Вы не задумывались, что значит «мы»? «Мы» – это то, что мы помним, как себя идентифицируем, как позиционируем себя во времени и пространстве. Да, наверное, сложно понять. Но одновременно и сложно сказать, что это не так. Ведь если человек не помнит о прошлом своего народа, он вынужден повторять его ошибки. Вот о чём мы говорим – об опыте, который школьник может получить, читая художественные произведения. Память и воспоминание как некое отношение к прошлому тесно связано с культурной преемственностью, т.е. с традициями и их возникновением. Культура связывает наше прошлое с настоящим, давая возможность сформировать и удержать в памяти важные воспоминания и опыт. У нас общие ценности и правила, общий опыт… Но при этом у каждого своё индивидуальное восприятие. А что есть восприятие? Это же и есть то самое извлечение знаний из внешнего мира и конструирование своего мира на основе полученных знаний. Опять же, происходит конструирование сразу двух миров: мира материального (мира предметов) и мира духовного (мира идей). Материальный мир возникает как результат духовной жизни человека. Но на формирование духовного мира людей влияет мир материальный. И, конечно, культура и традиции. Следовательно, на уроках литературы ребята погружаются в то, что имеет огромное влияние на создание их личного внутреннего мира: мира духовного, мира идей. Я говорю о художественной литературе, народном творчестве, работе с репродукциями картин и т.д.
Наша задача – научить правильно понять произведение искусства, вызвать у школьника эмоциональный отклик, правильно повлиять на процесс формирования гармонично развитой личности. Это очень сложная работа! В современном мире наблюдается тенденция к упрощению… и упрощают всё! Порой доходит до абсурда: школьник читает детектив Достоевского… А разве Фёдор Михайлович писал детектив? Если не исправить подобное восприятие, если не научить ребёнка думать в правильном направлении, то он дальше просто не сможет мыслить… Мы – человечество – не сможем мыслить, ведь дети – наше будущее…
Неспроста в школах памяти о Великой Отечественной войне
посвящены уроки, дни и, может быть, даже недели. Ребята читают и учат наизусть литературные произведения военных лет, слушают песни, смотрят фильмы, делают театрализованные постановки, размышляют и рассуждают… Мы говорим с детьми и о Великой Отечественной войне, и об Отечественной войне 1812 года, в контексте художественных произведений. Обращаем внимание на биографию автора. Нельзя понять произведение, не понимая образа автора. И если говорить о произведениях военных лет, то мы вспоминаем Александра Твардовского, Юлию Друнину, Константина Симонова и многих других поэтов – они и очевидцы, и участники Великой Отечественной войны, и простые люди, как мы с вами, и герои! Свой опыт, свои переживания и чувства они вложили в творчество. Ребята читают их произведения и начинают иначе смотреть на мир! Когда современный подросток слышит слово «санитарка», о чём он думает? Какой образ санитарки складывается в его голове? А какой образ был у участников Великой Отечественной войны? Ведь отличие колоссальное! А как понимает современная молодёжь слова «храбрый», «достойный»? Что значит «солдат»? Очень много образов создается под впечатлением произведений 1941–45-х годов… А какие фильмы смотрят современные подростки? Умеют ли смотреть сложные фильмы? Кто их научит этому?
Можно долго рассуждать на эту тему, но важно понимать, зачем мы с детьми читаем о Великой Отечественной войне. Знания о прошлом дают ребятам возможность анализировать перспективы, т.е. прогнозировать события; дети учатся понимать, переживать... Благодаря знаниям, полученным на уроках литературы, также развивается и читательская компетентность, ребята учатся выбирать правильные книги для чтения и фильмы для просмотра. Искусство формирует личность!
В завершение этого разговора мне хотелось бы вновь обратиться к цитате Д.С. Лихачёва: «Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Беспамятство – разрушительно, память – созидательна».
Яна Аксёнова,
методист издательства «Русское слово»