Всемирный день океанов. Какие факты о Мировом океане представлены на страницах учебников?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
08.06.2022
Всемирный день океанов. Какие факты о Мировом океане представлены на страницах учебников?

Мировой океан – самый большой и самый заметный природный объект на нашей планете. Он представляет собой скопление воды на земной поверхности, включает в себя все океаны Земли, которые, в свою очередь, включают меньшие единицы: моря, заливы и проливы. Мировой океан занимает три четверти поверхности земного шара.

География. Материки и океаны. Учебное пособие для 7 класса. Комплект. Части 1-2Изучением Мирового океана занимается наука океанология (океанография). Она состоит из совокупности дисциплин, которые изучают взаимодействие океана и атмосферы, химический обмен с материками, минеральные ресурсы, физические свойства, океанское дно и т.д. Учёные сходятся во мнениях, что Мировой океан на сегодняшний день изучен мало.

«Основным препятствием к изучению и освоению пространства Мирового океана для человека стала невозможность длительное время находиться под водой. С изобретением эхолота в начале ХХ века появилась возможность более плотного исследования океанического дня, определения морского рельефа и глубин. Современные океанологи широко используют научно-исследовательские суда, оборудованные современной измерительной и исследовательской аппаратурой, позволяющей проводить исследования в сфере гидрологии, гидрохимии, геофизики, геологии, гидрографии и других направлении океанологии. Огромное значения в изучении имеют данные, которые учёные получают из космоса, с научно-исследовательских спутников. Современная аппаратура позволяет делать точные замеры температуры и скорости морских течений и ветров, колебаний солёности морской воды, состояния морской поверхности, миграции косяков рыб, биологической активности планктона и т.д.», – объясняет методист издательства «Русское слово» Юлия Фокина.

Мировой океан играет ключевую роль в жизни планеты. Океан – это колыбель жизни. На протяжении сотен миллионов лет океан оставался единственным хранителем жизни на Земле. Океанские глубины скрывают множество тайн и загадок. В них сохранились животные, которые существовали десятки, а то и сотни миллионов лет назад. Таких животных называют «живыми ископаемыми». Например, в районе Коморских островов в XX веке была обнаружена кистепёрая рыба, или целакант. Целакант появился более 200 млн лет назад и жил задолго до появления динозавров. Считалось, что он полностью вымер около 70 млн лет назад.

Океан – это сложная экосистема«Он оказывает огромное влияние на формирование климата всей планеты. Является поставщиком влаги. Облака, образующиеся над его поверхностью, переносят воду на сушу, и осадки пополняют водоёмы. Поверхность океана постоянно выделяет кислород, который вырабатывают фотосинтезирующие организмы – мелкие водоросли, живущие в поверхностном слое, и углекислый газ, который служит им для питания. Водные просторы океана – среда обитания многочисленных живых организмов», – продолжает Юлия Фокина.

Моря и океаны издавна кормили человека. Люди употребляют в пищу ракообразных (лангусты, креветки, крабы), моллюсков (мидии, устрицы), водоросли, прежде всего морскую капусту – ламинарию. Широко используются морские организмы и как сырьё для промышленности (костная мука, клей и др.), из водорослей делают лекарства, красители, крахмал. Дно Мирового океана богато полезными ископаемыми: нефть, газ, каменный уголь и даже алмазы. По Мировому океану проходят морские пути.

Как ни велик океан, человек должен бережно к нему относиться, охранять и рационально использовать его богатства. Нерациональная деятельность человека привела к загрязнению вод отходами нефтяной промышленности, тяжёлыми металлами, радиоактивными веществами, бытовыми сбросами, отходами сельского хозяйства. Серьёзную угрозу представляет браконьерство. Последствия постоянного загрязнения Мирового океана ведут к ухудшению экологической ситуации на планете: нарушается устойчивость экосистемы, возрастает число мутаций и канцерогенов и др.

Каковы пути решения этих проблем? Можно кратко перечислить основные:

— воспитание и формирование экологической культуры у подрастающего поколения;

— борьба с браконьерством, упорядочение вылова рыбы;

— ужесточение природоохранных мер;

— усиление экологического контроля;

— постоянный мониторинг состояния вод, выявление загрязнений и их источников;

— поощрение использования экологически чистых материалов и технологий.

Охрана океана – одна из важнейших задач человечества, и учреждённый ООН Всемирный день океанов – хороший повод привлечь к ней внимание.

Подробнее о Мировом океане можно прочитать в школьных учебниках и пособиях по географии и биологии. Например, в учебном пособии «География. Материки и океаны» для 7 класса, выпущенном издательством «Русское слово», одна из глав называется «Мировой океан – синяя бездна». Водным экосистемам посвящены параграфы учебника «Биология» для 5 класса, входящего в новую линию учебников по биологии для 5–9 классов. С перечисленными учебниками можно ознакомиться на сайте издательства «Русское слово» и в официальном интернет-магазине.

Биология. 5–11 классы

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары