В начале года издательство «Русское слово» выпустило масштабную историческую эпопею Святослава Рыбаса «Вожди: кинороман». Подробный обзор книги, впервые опубликованный в Литературной газете, читайте в рецензии кандидата исторических наук, руководителя Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово» Кирилла Кочегарова.
Святослав Рыбас – один из наиболее заметных российских авторов, сочетающих в своих произведениях научную документальность и художественную значимость, историческую достоверность и динамичный сюжет. Автор, впервые получивший известность благодаря повести «Зеркало для героя», которая легла в основу одноимённого кинофильма, снятого режиссёром Владимиром Хотиненко, давно переключился на историко-документальный жанр.
Его художественные и документальные биографии известных деятелей – реформатора Петра Столыпина, генералов Александра Самсонова и Александра Кутепова — читаются на одном дыхании, сочетая историческую достоверность и яркие художественные образы. Судя по всему, эпоха XX века, время революционных потрясений и гигантских волн социально-экономических трансформаций – индустриализации и коллективизации, включая и наследие этих гигантских сдвигов – 60–80-е годы, захватила писателя целиком. Своего рода итогом работы стала книга «Сто лет внутренних войн», представляющая оригинальный и до сих пор ещё недооценённый взгляд на отечественную историю прошлого столетия.
Наконец, Святослав Рыбас – автор одной из наиболее взвешенных и объективных биографий Иосифа Сталина, о роли в российской истории которого будут ещё долго спорить.
И вот писатель порадовал всех, интересующихся эпохой, новым трудом, написанным в ином жанре. Книга «Вожди» представляет собой масштабную историческую эпопею и одновременно самостоятельный в литературном отношении сценарий телевизионного художественно-исторического сериала, который планируется к производству совместно с китайскими партнёрами. Драматургический жанр позволяет строить динамичный сюжет и создавать эффект движущегося времени, вместившего поразительные по напряжению эпизоды. Они связаны с деятельностью ключевых героев ХХ века – Николая Второго, Столыпина, Ленина, Троцкого, Дзержинского, Бухарина, Зиновьева, Каменева, Берии, Черчилля, Рузвельта, Мао Цзэдуна, Чан Кайши, Гитлера, генералов Деникина, Врангеля, Кутепова, генералов вермахта, маршалов Тухачевского и Жукова, сотрудников Разведывательного управления Наркомата обороны СССР Павла Судоплатова, Наума Эйтингона, Кима Филби, Рихарда Зорге, Гая Бёрджесса…
Книга захватывает, обеспечивая полноценное погружение в одну из трагичнейших и интереснейших эпох истории. Яркие и сочные диалоги, реалистичность образов видных политиков, военачальников, разведчиков, деятелей культуры, реконструированная на основе вдумчивого исследования автором множества документов и научных трудов, создаёт атмосферу полного погружения в эпоху. «Вожди» – это и серьёзная попытка глубокого осмысления и анализа эпохи, предопределившей дальнейшую судьбу человечества.
Россия и мир, конкуренция ведущих государств, борьба разведок, идеологий, банковских систем, цивилизаций, судьбы великих мира сего – колоссальный сюжет. Повествование начинается с событий начала века, с первых шагов Сталина на фоне реформ Столыпина. В центре повествования фигура будущего советского диктатора: как он вёл себя в критических ситуациях, какова историческая логика появления этой личности. Но всё же это не роман о Сталине. Это роман о власти, в том числе и мировой власти.
Через призму становления лидерства показан процесс выбора будущего страны, кадровые союзы и заговоры, межпартийная борьба, схватки вокруг ленинского наследия, формирования экономической и государственной политики, сама проблема и философия лидерства. Автор с беспристрастностью, полнотой и даже холодноватой жёсткостью, если не сказать жестокостью, обнажает путь, который прошёл руководитель СССР, чтобы взять на себя ответственность и стать «русским царём». Его соратники также обладали мощными характерами, иначе в те времена не могло быть.
Особенную глубину придают книге сцены с участием руководителей других государств, их борьба за свои интересы, постоянная готовность использовать слабость соседей, дипломатические поединки.
Показана в романе и послевоенная эпоха с её хитросплетением партийных интриг, борьбой за власть, созданием новых международных союзов и второго мирового рынка в составе СССР, Китая и социалистических стран, что в чём-то сильно напоминает современность.
В эти масштабные события органично вплетаются «маленькие трагедии» разных персонажей, включая и Сталина, его конфликты с женой, детьми, соратниками.
В освещении каких-то событий с автором, наверное, можно поспорить, но главное – книгу стоит читать, и ей не видно аналогов в нынешней литературе.