К 126-й годовщине со дня рождения Марины Цветаевой издательство «Русское слово» приурочило выход нового электронного пособия, посвящённого жизни и творчеству поэтессы. Оно создано на основе одноимённого учебного пособия «М.И. Цветаева в жизни и творчестве» из серии «В помощь школе» (издательство «Русское слово»), автором которого является старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН В.Н. Дядичев.
Электронное пособие отлично дополняет содержание учебников. Это живой, содержательный рассказ о человеческой и творческой судьбе Цветаевой, о пророческом даре поэта и чуткой восприимчивости к ритму времени. При анализе произведений Цветаевой раскрывается новаторское мастерство поэта, богатство тропов, своеобразие поэтического синтаксиса и фонетики, искусное владение широким спектром литературных жанров и стилей. Изобразительный ряд книги включает портреты Цветаевой и её родных, современников, входивших в круг её общения, фотографии мест, связанных с жизнью поэта, и иллюстрации к произведениям, дополнено аудиозаписями произведений.
Пособие доступно для приобретения в интернет-магазине издательства «Русское слово».
Также в день рождения Марины Цветаевой предлагаем вам вспомнить основные этапы её биографии и посмотреть, как поэтическое наследие представлено в учебниках литературы.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Будущая поэтесса родилась 8 октября 1892 г. в Москве в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева.
Уже в шестилетнем возрасте Марина начала писать стихи, а в 1910 г. вышел её первый поэтический сборник. Творчество юной поэтессы привлекло внимание именитых коллег – Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва.
В 1911 г. Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, будущим мужем и отцом её детей. В годы Гражданской войны он служил в рядах Добровольческой армии и впоследствии оказался в эмиграции. В 1922 г. вслед за мужем Цветаева приехала в Европу. В Берлине, Праге и Париже она в общей сложности прожила 17 лет.
В 1939 г. семья Цветаевой возвращается в Советский Союз, где вскоре арестовывают мужа и дочь поэтессы.
В августе 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, Цветаева с сыном уезжает в эвакуацию и оказывается в Елабуге. Здесь она покончила жизнь самоубийством и 2 сентября 1941 г. была похоронена на Петропавловском кладбище.
ЦВЕТАЕВА В УЧЕБНИКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Творчество М.И. Цветаевой представлено на страницах учебников по литературе для основной и средней школы, выпущенных издательством «Русское слово».
В основной школе учащиеся знакомятся с отдельными цветаевскими стихотворениями, включёнными в тематическую рубрику «Поэты XX века о России». Например, в учебнике литературы Г.С. Меркина для 7 класса представлено стихотворение Марины Цветаевой 1934 года:
Рябину |
Школьники приближаются к постижению красоты и мелодичности стихов Цветаевой. В учебнике для 8 класса учащимся предлагается для домашнего чтения стихотворение «Генералам 1812 года»:
Вы, чьи широкие шинели
И чьи глаза, как бриллианты,
Одним ожесточеньем воли |
Более глубокое проникновение в художественный мир поэта – многокрасочный, стремительный, страстный – требует большей читательской зрелости, опыта восприятия поэтических текстов, знания отечественной истории начала XX века.
В учебнике литературы для 11 класса (авторы С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев) Марине Цветаевой посвящена отдельная глава. В ней старшеклассникам раскрывается своеобразие личности Цветаевой, её жизненный путь, в котором отразился трагизм эпохи войн и революций, её «крылатая» поэтическая душа, которой ведомы романтическая устремлённость и катастрофическая надломленность, искренность и мучительные сомнения, жадное поглощение жизни и ощущение собственной ненужности.
Чтобы понять уникальность и ощутить цельность поэзии Марины Цветаевой, авторы учебника предлагают школьникам внимательно прочитать и проанализировать её стихотворения. Например, «Молодость», «Молитва», «Попытка ревности», широко известное стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…» и другие. Особое внимание – к коллизиям судьбы поэтессы, наложившим глубокий отпечаток на её творчество. Столь важная тема Родины в поэзии Цветаевой и образ России рассматриваются в учебнике на примере циклов «Стихи о Москве», «Лебединый стан», стихотворений «Октябрь в вагоне», «Тоска по родине! Давно…», «Рассвет на рельсах»:
Покамест день не встал
Без низости, без лжи: |
Помимо тематического содержания, авторы учебника фокусируют внимание учащихся на поэтическом языке Цветаевой: её «мчащихся» строках, восклицаниях, переносах фразы из одной строфы в начало следующей, вариациях и рефренах.
Изучению творчества М.И. Цветаевой на новом уровне способствует материал учебника для вузов «История русской литературы XX века» под редакцией В.В. Агеносова. В нём представлены основные вехи биографии поэта, предложен достаточно подробный обзор поэтического и прозаического наследия Цветаевой, анализ её лирики в философском и литературном контекстах эпохи.